- Церковный брак: таинство обряда венчания и особенности жизни в духовном союзе
- Что такое церковный брак?
- Цели духовного брака
- Церковные каноны и таинство брака в православии
- Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?
- Канонические препятствия к венчанию
- Что считается изменой в православном мире?
- Считается ли блудом невенчанный брак: мнение священников о гражданских союзах
- Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?
- Признает ли церковь и религиозные люди однополые отношения?
- Ветхий завет и Библия о семье и браке
- Высказывания Святых отцов о браке
- Юридическое отношение государства к церковному браку
- Общие сведения о венчании в церкви
- Отличие церковного брака от официального
- Отношение государства к венчанию
- На Архиерейском соборе разъяснили, сколько раз можно жениться
- Семья и епитимия
- О преподавании религии в школе
- О свободе творчества, широких вкусах и насмешках над святым
- Гражданский, церковный брак и другие виды семейных отношений
- Сожительство
- Гражданский брак
- Фиктивный брак
- В российской империи
- в ссср и рф
- процедура заключения брака
- Выводы
Церковный брак: таинство обряда венчания и особенности жизни в духовном союзе
Большинство людей продолжает соблюдать обычай религиозного бракосочетания. Вступление в церковный брак было обязательным в прошлом, а потом превратилось в традицию.
Сегодня христианская религия предлагает извлечь духовную пользу из венчанного союза. Для молодоженов супружеский союз, созданный в храме, должен стать поддержкой и способом сохранить верность супругу и духовным идеалам.
Что такое церковный брак?
Церковный брак — в христианской традиции союз мужчины и женщины с целью образования семьи.
Священнослужитель благословляет пару на совместную жизнь, если для этого нет никаких религиозных препятствий. Обряд проходит в церквях и называется венчанием.
Союз, благословленный в храме, как таинство признают не все христианские конфессии. У католиков и православных это таинство, у протестантов — нет.
В некоторых государствах церковный союз признается в качестве законного. Такой принцип применяется в Португалии и действует для католиков.
Цели духовного брака
Библия призывает жить в любви и уважении. Супруги должны оказывать друг другу взаимопомощь в приверженности христианской вере.
Они обязаны предоставлять взаимную безвозмездную помощь в повседневных делах. Муж и жена должны соблюдать верность и не иметь отношений вне брака.
Члены семьи должны поддерживать в себе такие качества:
- терпение;
- снисходительность;
- жертвенность;
- великодушие;
- верность.
У мужа с женой должны быть приемлемые с точки зрения церкви половые отношения.
Именно богоугодная совместная жизнь и служение богу являются основными целями брака. Произведение потомства в семейных отношениях является одним из предназначений христианской семьи, но не главным.
Исторически сложилось, что рождение внебрачных детей подвергалось общественной критике, но в христианской части современного мира данное явление неактуально.
Церковные каноны и таинство брака в православии
Таинством в православии является придание духовности природным отношениям между представителями двух полов. Биологические отношения супругов должны превращаться во взаимное стремление к Богу и служение ему. Инициатива создания супружеского союза приветствуется православной церковью.
Брак, по своей сути, создается на всю жизнь. Его конечной целью, как и христианской жизни в целом, должно стать спасение души.
Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?
В православной вере перед венчанием проводится обручение. Жених и невеста должны будут взять с подноса кольца и надеть его каждый себе. Перед этим нужно трижды передвигать кольца по подносу в направлении друг друга.
Это будет символизировать будущее взаимопонимание и гармонию. Жених с невестой в процессе венчания должны поцеловать образы своих венцов: мужчина образ Иисуса, а женщина — образ Богородицы.
Далее, во время священнослужения, венцы удерживаются над головами брачующихся. При первом венчании они будут класться на головы, при втором — на плечи, а во время третьего церковного бракосочетания венцов не будет. После этого пара пьет вино из чаши, символизируя разделение радости и горя.
Следом за этим пара, держащаяся правыми руками проводится священником вокруг аналоя. Находясь около царских ворот, они целуют образы. Теперь жених целует образ Богородицы, а невеста — Христа Спасителя. Заканчивается венчание целованием креста и передачей двух икон для молодоженов. Для них поют «Многая лета» и поздравляют.
Не будет считаться грехом венчание в церквях других христианских конфессий.
Канонические препятствия к венчанию
Церковь накладывает много ограничений на венчание. Главные причины отказа в создании брачного союза:
- кровное родство до четвертой степени. Троюродным нельзя вступать в церковный супружеский союз;
- принадлежность к другой вере (но не к другой конфессии);
- тяжкие грехи;
- тяжкие грехи в роду;
- совершение аборта женщиной или причастность к нему мужчины;
- неправильное расторжение предыдущего брачного союза обоими или одним из желающих вступить в брак. Таковым может считаться развод без религиозных причин или ложь ради выхода из церковного союза;
- родственность обоих к супругам, состоящим в уже существующем церковном браке (например, сестра одного супруга и брат другого);
- наличие трех церковных союз в прошлом;
- официальный брак или сожительство с посторонним человеком.
Нельзя бракосочетаться некрещеным. Сначала нужно пройти обряд крещения.
Одной из причин отказа может быть виновность в разводе. Это могла быть измена, после которой другой супруг воспользовался правом разорвать отношения.
Что считается изменой в православном мире?
Изменой является как сам половой акт, так и мысли о нем. Прелюбодеяние не отождествляется с любовью, а считается испытанием, соблазном, который подослали «злые силы».
Измена является одновременно предательством, ложью и вероломством. Измена с разрешения другого супруга тоже является прелюбодеянием. Нарушается клятва верности, данная в церкви.
Изменивший однажды должен молиться и каяться. Он может быть прощен богом. Это может произойти после исповеди.
Считается ли блудом невенчанный брак: мнение священников о гражданских союзах
Большинство священнослужителей выражает мнение о неприемлемости приравнивания гражданского (официального) брака к блуду. Гражданский союз не является тайным, а люди, состоящие в нем, открыто показывают свое отношение друг к другу.
Официальные представители церковных структур высказывались относительно позиции некоторых священников о том, что официальный брак это грех или о том, что такой союз должен быть разорван.
Это было приравнено к личной неправильной позиции священнослужителей. Жизнь в официальных отношениях с супругом, не желающим церковного брака или неверующим в бога, не только не является грехом, но и может быть воплощением миссии по спасению такого человека.
Не одобряется церковью совместная жизнь без регистрации. Сожительство, по ошибке именуемое некоторыми как «гражданский брак», считается блудом.
Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?
Право расторгнуть церковный союз имеют овдовевшие, а также те, у кого есть приемлемые, исходя из христианской веры, причины для этого.
Супруг имеет право разорвать семейные узы за прелюбодеяния другого супруга, а также из-за смены веры последним. Неизлечимое бесплодие также может считаться приемлемой причиной. На это есть определенный срок — от трех до семи лет.
Если было принято решение, несмотря на бесплодие, остаться вместе, то поменять его уже нельзя. Супружеский союз должен быть разорван в принципе, если оказалось, что муж и жена находятся в кровном родстве. Люди, расторгнувшие брак по христианским канонам, имеют право опять воссоединиться в супружеском союзе.
Венчающиеся в третий раз или вместе с человеком, делающим это в третий раз, должны соблюдать посты и длительные молитвы. Нельзя обвенчаться с человеком, разорвавшим свои предыдущие отношения в разрез с христианскими догмами.
В русской православной церкви допускается второй и третий брак. Последний не считается торжественным и проводится в качестве снисхождения.
Признает ли церковь и религиозные люди однополые отношения?
Еще со времен Ветхого Завета, в иудаизме, предшествовавшем христианству, гомосексуализм считался смертным грехом, назывался «мужеложеством» и одним из видов «содомии».
Распространение христианства и других авраамических религий укрепляло запрет на однополые отношения. Современная христианская церковь не признает однополые союзы и не венчает такие пары.
Однако некоторые национальные церкви, например, шотландская, с недавних пор разрешили венчать гомосексуалистов. Католическая церковь считает греховными бракосочетание и половые отношения между представителями одного пола, но не гомосексуальную наклонность. Русская православная церковь запрещает однополые отношения.
Ветхий завет и Библия о семье и браке
В книге Бытия в Ветхом Завете брак обозначается как постоянный союз между двумя людьми — мужчиной и женщиной. В основе библейского толкования брака лежат принципы моногамии.
Институт семьи наделялся духовными качествами. Муж считался в семье главой и имел экономические, социальные и другие обязанности. Супруги объявлялись двумя частями одного целого.
За измену полагалась смертная казнь. Так наказывался и человек, который изменил, и тот, кто не будучи в браке, участвовал в измене, заставляя этим прелюбодействовать другого.
Высказывания Святых отцов о браке
Священнослужители высказываются о важности нравственности и целомудрия, духовном значении брака.
Он является альтернативой непорочности, а, несмотря на возможность вступить во второй брак, нужно пытаться сохранить первый. Взаимное прощение при этом будет одобряться.
Василий Великий говорил о потребности найти спутника жизни ради избежания блуда и распутных действий. Он указывал на необходимость искать красоту духовную, без наличия которой неприемлемо искать красоту телесную.
Создание семьи и брака — ответственный шаг, требующий знаний, опыта и больших усилий с обеих сторон. Соблюдение традиции церковного венчания помогает укрепить семейные отношения, которые в последние годы расторгаются в большом количестве.
Церковный союз в современной форме призван помочь сделать правильный выбор и быть примерным мужем или женой.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38
Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/tserkovnyiy.html
Юридическое отношение государства к церковному браку
Венчание – это обряд бракосочетания в Христианстве, это процедура заключения брака, которую проводит в церкви священнослужитель.
До 1900 года в Российской Империи венчание в церкви приравнивалось к официальному заключению брака. То есть, мужчина и женщина, пройдя через священное таинство, могли по праву называться мужем и женой.
Общие сведения о венчании в церкви
Венчание – это священное таинство (обряд), который подразумевает собой духовное единение влюбленных. Это своего рода получение разрешения перед Богом на создание новой семьи и одобрения на зачатие ребенка. Само таинство проводится священнослужителем и им же принимается решение о разрешении или запрете венчания между мужчиной и женщиной.
В православье священное таинство бракосочетания – очень ответственное решение, поэтому его разрешается проводить только в том случае, если священнослужитель уверен в намерениях и будущего мужа, и жены. Поэтому непосредственно перед обрядом их обязывают поститься, а также за 3 дня до венчания – исповедоваться. После таинства супругам выдается свидетельство о церковном венчании.
Отличие церковного брака от официального
Официальный брак может быть заключен между мужчиной и женщиной независимо от их гражданства, вероисповедания, наличия ранее зарегистрированных браков и текущего семейного состояния (имеется в виду наличие или отсутствие детей, но супруг/супруга могут быть только одни).
По заключению официального брака муж и жена получают свидетельство о бракосочетании, а также, с юридической точки зрения, становятся единым социальным звеном (это несколько расширяет их правовые полномочия согласно Конституции РФ).
Церковный брак заключается только между представителями одного вероисповедания. И каждый из них обязательно должен быть крещен. Однополые браки, многоженство – все это недопустимо с церковной точки зрения. Как провести венчание, если один из супругов исповедает иную религию?
Первый вариант – это принять новую веру и пройти крещение, второй – обращаться к священникам высшего ранга.
Сейчас церковь не столь категорична в данном вопросе и позволяет пройти венчание, к примеру, после 3-месячного курса обучения в православной школе (с сохранением первоначального вероисповедания). Каждый такой случай рассматривается священнослужителями индивидуально.
Отношение государства к венчанию
Согласно законодательству, церковный брак не является заменой официального. То есть, если супруги обвенчались, но не зарегистрировались в ЗАГСе, то для государства они не являются семьей. Правовое регулирование в их сторону также никоим образом не меняется. Государство предоставляет право заключения церковных браков, но никоим образом их не признает в правовом поле.
Только в особых случаях в судебном порядке этот нюанс будет взят во внимание, например, при регулировании имущественных споров. Но это – большая редкость.
Необходимо обратить внимание, что многие священнослужители обязывают тех, кто желает пройти через обряд венчания, предварительно регистрировать свои отношения в ЗАГСе. Это позволяет существенно снизить развод семей, которые «узаконили» свои отношения перед Богом, так как с православной точки зрения – это большой грех и попросту недопустимо.
Можно ли пройти венчание без предварительного посещения ЗАГСа? Официальное оформление семьи не является обязательным в этом плане, но многие священнослужители могут без него отказать в проведении обряда. Ведь он в духовном плане берет на себя обязанность следить за благодатным отношением супругов друг к другу.
Исключением из правил может быть случай, когда оба супруга являются прихожанами одной церкви и хорошо знакомы священнику (и он уверен в искренности их чувств).
А как государство относится к католическим бракам? Юридически они также не признаются. Но стоит упомянуть, что в Европе есть страны, где католический брак сопоставим с официальным.
Если заключить семейный союз в них, а после – предоставить документы в российский отдел ЗАГСа (с нотариальным переводом и проставленным апостилем, что необходимо для заверения документов, выданных в иных странах), то такая семья будет признана во всех юридических аспектах.
Свидетельство, выданное в церкви о венчании, также не имеет никакой юридической силы. И с его помощью не выйдет получить штамп в паспорте.
Такой «документ» также не может быть представлен в контролирующие или судовые органы для подтверждения семейного статуса.
Итого, церковный брак – это общепринятый обряд для исповедующих Христианство. Но в Российской Федерации венчание не является заменой официальной регистрации бракосочетания. Соответственно, чтобы иметь право называться полноценной семьей, супруги обязаны также зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и получить свидетельство о бракосочетании.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/grazhdanskij/religiya/cerkovnyj-brak.html
На Архиерейском соборе разъяснили, сколько раз можно жениться
В Москве в храме Христа Спасителя прошел Архиерейский собор Русской православной церкви, приуроченный к 100-летию восстановления патриаршества. В нем приняли участие почти 400 иерархов РПЦ из 20 стран.
Перед высшим духовенством выступил президент России Владимир Путин.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это событие историческим – российские руководители никогда ранее не посещали Архиерейских соборов.
Президент подчеркнул заслуги РПЦ перед государством и обществом, а также выразил надежду, что Русская православная церковь поможет в восстановлении Сирии, опираясь на свой авторитет в мире.
Многие из решений закончившегося в Москве в выходные Архиерейского собора касаются не только иерархов, но и обычных людей.
Семья и епитимия
Собор внес изменение в практику заключения браков между крестными отцом и матерью. Раньше они были запрещены. Мы прекрасно помним, как изменила свою судьбу героиня лесковского “Захудалого рода”, пригласив крестить ребенка влюбленного в нее молодого человека.
Это разъединило их навсегда: восприемники (или кум и кума) никак не могли стать мужем и женой.
После Собора это стало возможно, но “по благословению епархиального архиерея”, – уточнил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Митрополит Иларион: РПЦ может помочь в восстановлении всего, что разрушено
Собор также принял решение при венчании супругов учитывать все зарегистрированные в ЗАГСе браки. Раньше человек мог быть женат гражданским браком три раза, а венчаться в первый раз. После Собора в расчет будут браться и гражданские браки.
“Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства)”, – сказано в итоговом документе Собора.
Напомним, что согласно Социальной концепции Московского патриархата Церковь “не поощряет второбрачия”. Но после законного церковного развода, согласно каноническому праву, невиновному супругу разрешается второй брак.
Тем, у кого первый брак распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.
Не допускается венчание четвертого брака, вне зависимости от того, были ли предыдущие браки церковными или лишь зарегистрированными в ЗАГСе. Но учитываются браки, в которых человек вступал, приняв крещение.
Венчание без гражданской регистрации брака разрешается, если одному из супругов предстоит участие в военных действиях или действиях, связанных с риском для жизни.
“Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна”.
Среди возможных причин прекращения брака прежде всего называется прелюбодеяние. Или наличие “обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов”.
Венчание недопустимо “при отсутствии свободного согласия обеих сторон”. И очень важная поправка: невенчанный брак не должен отождествляться с блудом, а живущих в невенчанном браке недопустимо лишать причастия на этом основании.
В РПЦ заявили о готовности к переговорам с УПЦ
Церковь подтверждает, что “категорически не признает” союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством.
Документ “О канонических аспектах церковного брака” готовился и обсуждался несколько лет и стал первым в современной церковной практике исчерпывающим перечнем указаний к заключению и прекращению брака.
О преподавании религии в школе
Курс “Основы религиозной культуры и светской этики”, который сейчас введен в школе, скорее всего будет расширяться, вопрос об этом прорабатывается. “Но мы прекрасно понимаем перегруженность учебного процесса и сложности при появлении новых дисциплин, – подчеркнул Владимир Легойда. – Поэтому мы смотрим, каким образом можно это сделать без ущерба для учебного процесса”.
Церковь также уделяет большое внимание вопросам общего образования в стране. “Русская православная церковь обеспокоена состоянием современного образования. В частности, Общество русской словесности, которое по поручению президента возглавил Патриарх Московский и всея Руси, выполняет большую работу по качественному изменению образовательных процессов”, – отметил Владимир Легойда.
О свободе творчества, широких вкусах и насмешках над святым
Собор призвал деятелей культуры к “открытому и взаимоуважительному диалогу. Посоветовав им при этом отказаться от насмешек над тем, что свято для людей.
Но при этом, делая доклад на Соборе, Патриарх подчеркнул, что не надо делить искусство и творчество на “приемлемое и неприемлемое”.
Отношение к конкретному произведению искусства нельзя подчинить формальным и незыблемым правилам, обязывающим всех верующих так, а не иначе относиться к нему, отметил он. Отношение к тому или иному спектаклю или фильму – дело свободы каждого.
“Исключения составляют лишь случаи очевидного кощунства и богохульства, намеренно допускаемого художником в своем произведении. Такие произведения неприемлемы для верующего человека”.
Патриарх отметил, что “специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонии формы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья”. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых надо быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления”, – считает он.
Источник: https://rg.ru/2017/12/06/na-arhierejskom-sobore-raziasnili-skolko-raz-mozhno-zhenitsia.html
Гражданский, церковный брак и другие виды семейных отношений
Сразу же расставим точки над «і» – сожительство и гражданский брак это совершенно различные понятия. Начнем с того, что в Семейном Кодексе РФ нет такого понятия, как фактические брачные отношения, а сам термин «гражданский брак» неверно интерпретируется. Чтобы разобраться во всем, начнем с четкого определения терминов, а потом разберемся с историческими моментами.
Сожительство
Сожительство представляет собой нелегализированные отношения между партнерами (т. н. «супругами»). В России сожительство не воспринимается как брачные правоотношения, и не является разновидностью брака даже при проживании под одно крышей, рождении и последующем воспитании детей.
Обоих «сожителей» Семейный кодекс наделяет только родительскими правами и обязанностью воспитывать и обеспечивать совместных детей. Между тем, если в момент сожительства рождается ребенок, то родитель впоследствии может через суд требовать со своего сожителя уплату алиментов.
Гражданский брак
Гражданский брак – это брачный союз, зарегистрированный в ЗАГСе. При этом участие церкви или иной религиозной организации при этом не является обязательным.
Хотя ранее во времена Российской империи тот термин зачастую применялся к реальному сожительству, который всячески порицался в моральном аспекте.
Но в современных реалиях гражданский брак – это зарегистрированный в ЗАГСе (но не в церкви) союз двух людей.
Фиктивный брак
Фиктивный брак хоть и регистрируются в ЗАГСе, но по сути является ненастоящим. Он представляет собой некую «притворную» разновидность брачных отношений без намерения обеих сторон создавать полноценную семью.
Цели заключения таких лже-браков могут быть самыми различными:
- получение материальных благ – жилья, унаследованного имущества, государственной пенсии;
- получение гражданства для иностранца;
- иные корыстные цели.
Если впоследствии будет доказано, что брак заключался не с целью создания полноценной семьи, тогда брак будет расторгнут.
В российской империи
на территории российской империи заключались только церковные браки через венчание. это правило пришло из византии вместе с обрядом крещения. поэтому законными считались только те браки, которые благословлялись церковью.
однако с целью унифицирования законодательства в империи стала внедряться и гражданская форма брака. впервые с 1874 г. старообрядцам было разрешено заключать браки в полицейских участках. однако для остальных гражданская форма брака так и не была введена, сохранялись ограничения для узаконивания семейных отношений между представителями разных вероисповеданий.
в ссср и рф
после прихода к власти большевиков был принят декрет о браке, который определил, что церковный брак лишен юридической силы. единственной формой брака стал «светский», т. е. сегодняшний гражданский брак. с тех времен и до настоящего времени он и стал так именоваться, а церковный брак перестал быть официальным.
отметим, что в советские времена было проведено некое узаконивание сожительства. с принятием в 1926 году кодекса о браке в юриспруденции появился термин «фактический брак», означавший отношения без регистрации брака в госорганах.
это означало, что все правоотношения, возникавшие у фактических «супругов» имели такую же юридическую силу, как зарегистрированный брак. к примеру, совместно-нажитое имущество могло быть разделено, признавались дети, оформлялось наследство и пр.
но просуществовала эта норма до 1944 года.
процедура заключения брака
Брак заключается в ЗАГСе при личном присутствии обоих лиц (мужчины и женщины), как правило, спустя 1 месяц с момента подачи ими ходатайства о желании вступить в брак. Данный срок может быть как дополнительно увеличен не более чем на 1 месяц, так и уменьшен – вплоть до проведения бракосочетания непосредственно в день обращения.
Выводы
В настоящее время в Российской Федерации признается только тот брак, который был зафиксирован в органах ЗАГСа независимо от места проживания обоих супругов.
Также отметим, что на территории России большая часть религий (в т. ч. и православие) при желании супругов заключить церковный брак требует предварительной госрегистрации семейных отношений в ЗАГСе.
Источник: https://xn----8sbi5axhnc7g.xn--p1ai/stati/grazhdanskiy-brak-i-drugie-vidy-semeynyh-otnosheniy