Рост цен на топливо

Цены на бензин в 2020 году — прогнозы роста цен от экспертов

Рост цен на топливо

Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно вернулись в норму, хотя об их снижении речь, как всегда, не идет. В 2020 году, по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится, но рекордов ставить уже не будет.

Повышение цен на топливо, вместе с увеличением пенсионного возраста и ставки НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Причинами тогда стали просчеты при осуществлении так называемого налогового маневра – основная налоговая нагрузка на нефть была перенесена с вывозной пошлины на налог на добычу полезных ископаемых.

В результате российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные покупатели. Как результат, цены на топливо пошли резко вверх.

К концу года власти, кажется, смогли найти компромиссное решение – правительство заключило с представителями крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний специальное соглашение, по которому замораживались оптовые цены для независимых сетей АЗС (то есть, не относящихся к гигантам вроде Роснефти). И так как через независимые сети реализуется порядка 60% топлива, это должно было удержать цену на месте.

По соглашению нефтяники могли повышать среднеоптовые цены на топливо не более, чем на величину инфляции. Также им разрешили одноразовый рост цены на 1,7% в январе 2019 года – после увеличения ставки НДС до 20%.

По графику тоже видно, что лавинообразного повышения цен не произошло:

Соглашение изначально было рассчитано на срок до 31 марта 2019 года, однако затем его продлили еще на 3 месяца, хоть особой потребности в этом уже не было – рынок стабилизировался, а цены, например, на дизельное топливо, вообще показывали снижение.

АЗС тоже не бедствуют – они зарабатывают около 7 рублей на литре бензина и 6 рублей на литре дизельного топлива. Это, на самом деле, не так много, но позволяет им удержать рентабельность деятельности на

В итоге соглашение перестало действовать с 1 июля, но, как видно, серьезных колебаний в ценах на топливо это не принесло.

Это стало доступно благодаря введению с 1 января нового механизма компенсаций нефтяным компаниям – так называемого демпфера. Суть его в том, что нефтяникам компенсируют разницу между доходами от продажи топлива на внутреннем рынке и потенциальным доходом от экспорта этого топлива за рубеж.

Однако изначально демпфер работал совсем не так, как планировалось: в его формуле была заложена слишком высокая «условная» цена (та, которая устанавливалась для внутреннего рынка). С 1 июля цены пересмотрели, и теперь условная цена бензина составляет 51 000 рублей за тонну (или 41 рубль за литр), для дизельного топлива установили цену в 46 000 рублей за тонну (41,75 рублей за литр).

Бюджет компенсирует нефтяникам 75% разницы между этими цифрами и ценой на бензин за границей (и 70% для дизельного топлива). Даже в первом полугодии нефтяным компаниям было выплачено 140 миллиардов рублей обратного акциза.

Тем не менее, критиковать новую систему есть за что – деньги на эти компенсации бюджет получил, повысив ставку НДПИ. То есть, налоговая нагрузка все равно высокая.

Официальные прогнозы на 2020 год

Основные прогнозы по стоимости бензина и дизельного топлива на последующие годы опираются на то, как будет работать демпфирующий механизм.

В нем ожидаются изменения – величина обратного акциза составит 68% от разницы между условной ценой и международным рынком для бензина и 65% для дизельного топлива. Ранее планировалось, что это будет 50%. Разница между условной ценой и ценником на АЗС не должна быть больше 10% для бензина и 20% для дизельного топлива.

Сам механизм с обратным акцизом будет работать и дальше – по оценке представителей Минфина, к 2033 году объем льгот для нефтяных компаний нарастят до 2,3 триллионов рублей.

Основная задача демпфирующего механизма – не допустить рост цен на топливо выше, чем официальная инфляция. Ее величина в 2019 году должна составить порядка 4,3%, а в следующем году – 3,8%. Соответственно, официальные прогнозы ориентируются на эти цифры.

В проекте федерального бюджета на 2020-2022 годы уже заложен большой объем льгот – более триллиона рублей, это при суммарных нефтегазовых доходах в 23 триллиона рублей. То есть, государство готово отдать в виде льгот 4,5% от стоимости добытых углеводородов.

О том, что цены на нефть будут колебаться в пределах официальной инфляции, заявляют и в Минэнерго – по словам руководителя ведомства Александра Новака, в правительстве надеются, что демпфирующий механизм станет эффективным инструментом регулирования цен.

Неофициальные прогнозы и мнения экспертов

Аналитики, как и представители официальных ведомств, уверены – новой волны роста цен на топливо ждать пока не стоит. В частности, эксперты Института Гайдара и РАНХиГС уверены, что за 2020 год цена литра бензина марки АИ-95 вырастет примерно на 60 копеек – с 48,36 до 48,97 рублей. Дальше сильного роста тоже не будет – и к 2024 году цена вырастет до 51,41 рублей.

Этот вариант будет актуальным, если правительство продолжит налоговый маневр – обнуление ставки вывозной пошлины на нефтепродукты и замену их на увеличенный НДПИ.

Однако, как считают аналитики, власти могли бы пойти другим путем и даже снизить цены на топливо – для этого нужно субсидировать все НПЗ, причем суммами пропорционально объемам перерабатываемой нефти.

Цены на нефть тогда можно регулировать, уменьшая размер акцизов. Но в схеме есть минус – если снизить ставки акциза, уменьшатся поступления в дорожные фонды. С другой стороны, тогда цена на бензин к 2024 году будет составлять около 48,67 рублей за литр.

Профильные компании тоже строят свои прогнозы, учитывая продолжение налогового маневра в его нынешней конфигурации. Это позволит ценам на внутреннем рынке меньше реагировать на внешние колебания, считают в группе компаний «АвтоСпецЦентр»:

Динамика роста цен на бензин в 2020 году будет равнозначна показателям текущего года – в пределах инфляции, рост примерно на 3,8% в течение года.

Это возможно благодаря налоговому маневру в нефтегазовой отрасли, который предусматривает новую систему выплаты компаниям обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. Это позволяет снизить влияние мировых нефтяных цен на внутренний рынок топлива.

Он предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии.

Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы получают дополнительные вычеты за счет демпфирующей надбавки – разница средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин и дизельное топливо. Это позволит сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главное условие демпфера – не повышать цены на топливо выше 10% стоимости, установленной государством.

Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр»

Но есть и другая сторона вопроса – цена топлива является производной от уровня мировых цен на нефть (правда, работает это, как правило, только в сторону увеличения).

В последнее время цены на нефть держатся на сравнительно высоком уровне в пределах 55-65 долларов за баррель. При этом Американский институт нефти (API) прогнозирует, что из-за снижения запасов нефти в США и снижения добычи нефти на 30 тысяч баррелей в сутки цены могут пойти вверх.

Однако на российский рынок в большей степени влияют акцизы, чем мировые цены, считают аналитики. С 2020 года повышаются акцизы как на бензин (на 3,6%), так и на дизельное топливо (на 3,4%).

Хоть это и ниже инфляции, бизнес вряд ли согласится доплачивать налоги из своей прибыли, и уже в 2020 году может перенести новую нагрузку на потребителей. И если в 2019 году ценники на АЗС могут измениться несущественно, то недооценивать влияние акцизов на цены в 2020 году не стоит.

Другие эксперты тоже предлагают учесть цены на нефть – но уже с позиций российского бюджета. Как считает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, власти точно подстраивают курс рубля под текущие цены на нефть:

Специфика российской экономики такова, что бензин всегда дорожает по той простой причине, что правительство имеет тенденцию закладывать в свой бюджет постоянно растущую цену нефти в рублях, а Банк России и Минфин своей политикой затем этот рост, фактически, гарантируют. И неважно при этом, растет или падает цена нефти в долларах на глобальном рынке.

Если она падает, рубль девальвирует ровно настолько, чтобы удовлетворять бюджетным целям, или больше. Если понимать этот принцип, ясна и закономерность роста цен на бензин, наблюдаемая уже десять лет, с 2009-го года.

Цены растут практически линейно и безоткатно, чтобы обеспечить бесперебойное наполнение бюджета налогами с нефтегазовой отрасли, являющейся основным налогоплательщиком в России.

Красная линия – график роста цен по месяцам, зеленая – линейная интерполяция.

В мае 2009-го цена АИ-95 в среднем по России была 20 за литр. В августе текущего года – 46 за литр. Подорожание за 10 лет и 3 месяца (т.е. за 10.25 лет) составило 26 рублей, или 2.3 раза, что соответствует темпам роста 8.465% годовых.

Полагаем, эти темпы роста сохранятся, потому что при той экономической политике, которую проводит финансовый блок Российского правительства, эти темпы роста никак не коррелируют с инфляцией, динамикой ВВП, или какими-то еще макроэкономическими показателями, являясь, по сути, фундаментальной константой российской экономики.

Исходя из указанных выше темпов роста, бензин АИ-95 осенью следующего года будет стоить 49-50 рублей за литр.

Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»

Таким образом, разные оценки дают разные прогнозы роста стоимости топлива, но ни один пока не выходит за пределы 50 рублей за литр в прошлом году.

Новый способ заработать?

СМИ неоднократно обращали внимание на то, что независимые сети АЗС в последнее время заметно ухудшили свое финансовое положение – из-за роста оптовых цен с одной стороны и жесткого регулирования с другой, они вынуждены сокращать расходы, чтобы «прожить» на те 6-7 рублей с каждого проданного литра топлива.

Вероятно, такие проблемы стали причиной того, что 2 из 3 АЗС в России недоливают топливо. Об этом стало известно из результатов проверки Минпромторга, проведенной в регионах Центрального федерального округа.

Как оказалось, на каждые 10 литров топлива заправки недоливают по 50-90 мл, что гораздо больше нормы в 25 мл.

Чуть ранее аналогичную проверку проводили в Росстандарте – тогда выяснилось, что 19% АЗС недоливают топливо, причем на весьма серьезные объемы – до 5% от оплаченной суммы. Как результат, по факту для водителей литр топлива на таких заправках стоит на 10 рублей дороже, чем заявляется на табло.

С этим в Минпромторге намерены бороться, но даже не в 2020 году, а только с 2021-го – когда введут оборотные штрафы. АЗС заплатит за недолив 1% от выручки за прошлый год, а за повторное нарушение – до 3% выручки.

Но и это еще не все. Кроме недолива, в Росстандарте выявили отклонения по качеству топлива. Их обнаружили на 8,8% заправок из числа 920 проверенных АЗС. И если раньше владелец мог отделаться штрафом в 40 тысяч рублей, то сейчас штрафы рассчитываются из годовой выручки и составляют в среднем 580 тысяч рублей.

Эксперты говорят, что это, действительно, один из способов заработать больше для независимых сетей АЗС, которые переживают сейчас не лучшие времена.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/tseny-na-benzin-v-2020-godu-ofitsialnye-otsenki-i-mneniya-ekspertov

Цены на бензин по данным Росстат

Рост цен на топливо

› Предпринимательство

Рост цен топлива всегда беспокоит граждан России, так как это связано всегда не только с дополнительными расходами владельцев автотранспорта, но также и с повышением стоимости всех продовольственных и непродовольственных товаров. Связано это с доставкой продукции в розничные точки торговли и закладыванием в цену транспортировки.

На сегодняшний день Росстат предлагает следующую статистику того, как вели себя показатели на дизельное топливо, бензин и остальные виды ГСМ в России за последние 20 лет.

Актуальные показатели

Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.

Бензин

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

ГодЦенаГодЦена
20007,35201020,09
20016,52201124,65
20027,58201226,56
20039,06201327,91
200412,46201440,41
200514,32201532,23
200615,75201633,59
200717,01201735,22
200817,41201837,74
200919,16201939,42

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 30,6.
  • В 2015 составляла уже 32,2 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,4.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2018 – 40,9.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Дизель

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

  • 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
  • 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
  • 2015 год – 34,9.
  • 2016 год – 36,8.
  • 2017 год – 38,7.
  • 2018 год – 39,34.
  • 2019 год – 44,14.

На графике отражена динамика роста на тот период времени.

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л.

бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л.

бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Прогноз

Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.

Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:

  • Инфляция на 2020 год планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
  • В 2022 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
  • К 2024 году от 48,67 до 51,41.

Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.

Цены на бензин по данным Росстат Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/tseny-na-benzin/

Бензин подешевел. Но не для россиян

Рост цен на топливо

По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), средняя цена бензина по итогам 2019 года составила 0,91 доллара за литр, снизившись на 2% в годовом сопоставлении. При этом в России цена бензина в среднем составила 0,7 доллара за литр. Этот показатель, по оценке агентства, близок к низкому уровню, но в целом расположен примерно посередине общего диапазона цен.

В МЭА отмечают, что на стоимость бензина в той или иной стране сильно влияет политика государства, например, высокие налоги. Именно такова ситуация в России, где ценник на бензоколонке формируется акцизом на топливо.

А по данным энергетического агентства, самый дорогой бензин на планете в Европе, где высока налоговая составляющая. Самое же дешевое топливо можно найти в странах, где его рынок субсидируется государством.

Так, в США, крупнейшей добывающей нефть стране, цена составила 0,79 доллара за литр, а в Саудовской Аравии – 0,56 доллара за литр, пишет «Прайм» со ссылкой на текст исследования.

  К странам с самой низкой стоимостью бензина, согласно данным МЭА, можно отнести также Алжир (0,33 доллара за литр), Туркменистан (0,43), Казахстан (0,44).

Один из самых дорогих является бензин в Нидерландах (1,84 доллара), Норвегии (1,78), Греции (1,77).

Тем временем в России стоимость Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла абсолютного рекорда за всю историю наблюдений. 18 июня Аи-95 торговался по 57,8 тыс. рублей за тонну. Цена на 95-й бензин растет без остановки, начиная с середины апреля. За этот период она подскочила более чем на 50%.

Также исторических пределов достигла разница между стоимостью 92-го и 95-го бензинов: в настоящее время Аи-95 на бирже стоит на 6-8 тыс. рублей дороже Аи-92, рост цены на который замедлился в начале июня, а в настоящий момент возобновился.

Цены — только через увеличительное стекло

«Оптическая иллюзия» сколько-нибудь заметных изменений топливных цен в России возникает, говорит шеф-аналитик TeleTrade  Пётр Пушкарёв, только если сезонную стоимость бензина у нас измерять в долларах.

Она как бы колеблется почти синхронно вместе с нашим внутренним валютным курсом.

В действительности же в рублях цена бензина меняется на горизонте хотя бы полугода-года исключительно в одном направлении, и утешение лишь в том, что удорожание происходит очень медленно, практически в плановом порядке.

Потолок роста цен на бензин, пускай и не вполне официально, а за счёт так называемого «рыночного» демпфирующего, то есть компенсирующего, механизма индексируется правительством России по факту так же предсказуемо и неотвратимо, как и тарифы на ЖКХ, отмечает аналитик.

А нефтепроизводителям остается лишь спокойно пользоваться созданной при их же активнейшем участии ситуацией.

Вот они и подтягивают цены на собственных сетях заправок с завидной регулярностью, аккуратно и почти незамедлительно к этому потолку, уровень которого определяется в ходе различных совещаний правительственных чиновников с представителями отрасли. 

На самом деле, это правильно, что с лета 2018 года в этом плане установлены хотя бы какие-то определённые правила игры, а по сути четкий порядок, не только сдерживающий «индексацию» внутренней стоимости бензина в стране, но и управляющий этим процессом. Но этот порядок таков, что при нем практически невозможно развернуть тренд по ценам на топливо вспять.

Потому что за основу порядка взята не себестоимость производства единицы топлива плюс, скажем, конкретный процент прибыли, утоляющий аппетиты компаний-полумонополистов, а ориентация на порочную идею компенсации им неких воображаемых «выпадающих доходов», которые они почему-то заранее считают своими, потому что могли бы теоретически их получить, продавая те же объемы бензина за рубеж.

И вот вместо здравой идеи — зарабатывать как следует на экспорте, при условии выполнения своего рода социальных обязательств низкого уровня цен на бензин внутри страны, для нужд наших производств и граждан, нашим нефтяным и бензиновым королям правительство позволяет получать высокий доход и там, и здесь, констатирует Пётр Пушкарёв. Как результат, недополученные за экспорт при упавших внешних ценах барыши нефтепроизводители спокойно компенсируют в России, так как правительство каждый год позволяет поднимать цены для российских потребителей на уровень официальной инфляции. 

Даже с учетом того, что при дешевой нефти часть средств компании-переработчики, плача крокодиловыми слезами, возвращают государству в рамках того самого демпфирующего механизма, они все равно и сейчас в большой выгоде, считает аналитик.

Когда же мировые цены высокие, то государство сторицей возмещает своим нефтяникам разницу, лишь бы только у них был экономический смысл не продавать все до последней капли за рубеж.

Понятно желание потрафить близким к правительству системообразующим бизнесменам под предлогом предоставления этой важной опоре бюджета достаточных сумм на разведку недр и развитие технологий.

Но все же, это можно было бы делать, наверное, менее явно — установив, в конце концов, экспортные квоты, как неоднократно грозил сделать ещё Дмитрий Козак, считает эксперт.

Тогда некий «квазиналог» за счет сдерживания цен на бензин внутри страны конкретным потолком, благоприятным для себестоимости производств в других отраслях экономики и для большей рентабельности перевозок — был бы вполне приемлем.

Так как условием реализации хороших объемов на экспорт и стало бы следование правительственным приоритетам внутри России, без медленного, но неуклонного взвинчивания цен для нужд своей экономики.

Топливо все же притормозит

Очевидно, заключает Пётр Пушкарёв, что реализовать такой механизм политически непросто. Если этого не будет сделано, то, по его мнению, до конца 2020 года бензин, может быть, дорожать больше и не будет.

Однако за несколько ближайших лет тихой сапой стоимость бензина доползет у нас и до 65-70 руб.

, и выше — и как бы мало это ни стоило в долларах или евро, или по сравнению с ценой бензина в центральной Европе, это цена очень большая и накладная по меркам не успевающих расти доходов российских потребителей.

Кстати, в 2018 году, когда был принят демпферный механизм для сдерживания внутренних цен на топливо, этот инструмент себя оправдывал, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Но построен демпфер таким образом, что снижение розничных цен он не предусматривает, а только плавное повышение.

Получилось что-то вроде негласного соглашения между государством и производителями нефтепродуктов, которые взяли на себя обязательства не повышать цены на бензин выше уровня инфляции.

Так что в любом случае топливо будет расти в цене вслед за инфляцией – пусть не резко, но постепенно, уверен аналитик. Во-вторых, даже после снятия режима самоизоляции и восстановления транспортного потока,АЗС получают примерно 50% от прежнего уровня оборотов.

Но объем затрат (зарплаты, налоги и т.д.) остаются. Что означает: снижение цен не в интересах автозаправок, у которых маржа итак сократилась.

Успокаивает только один фактор: опасаясь дальнейшего снижения потребительского спроса, резко никто повышать цены не будет – ни производители (НПЗ), ни продавцы топлива (АЗС).

Источник: https://expert.ru/2020/06/18/dorogoj-benzin/

Эксперты назвали основные причины роста стоимости бензина после снятия режима самоизоляции

Рост цен на топливо

МОСКВА, 18 июня. /ТАСС/. Рост цен на бензины Аи-95 и Аи-92 на автозаправочных станциях и в опте прежде всего был вызван дефицитом на рынке из-за резкого роста спроса в России: неожиданное для рынка снятие режима самоизоляции увеличило транспортный поток в стране и нефтяники не успели вовремя удовлетворить потребность в топливе, считают опрошенные ТАСС эксперты.

По данным Thomson Reuters Kortes, после снятия ограничений цена бензина на АЗС выросла не очень сильно – на несколько копеек. В большей степени ситуация отразилась на оптовом и мелкооптовом рынке.

Например, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цена Аи-95 в среду достигла своего исторического максимума – 56,75 тыс. руб. за тонну, а сегодня установила новый рекорд – 57,31 тыс.

руб. за тонну.

“Действительно на рынке образовался некоторый дефицит, с которым я сам недавно столкнулся: в выходные нужно было съездить на машине, но так и не нашел 95 бензин ни на одной заправке, он неожиданно закончился”, – рассказал о своем опыте аналитик “Финама” Алексей Калачев.

Почему выросла стоимость бензина?

Эксперты считают, что рост цен связан с тремя факторами: ростом европейских цен на нефтепродукты, восстановлением спроса на внутреннем рынке из-за снятия ограничительных мер и с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов.

“То, что сейчас наблюдается на внутреннем рынке с ростом цен – временное явление, у которого есть несколько причин. В первую очередь – это нехватка топлива на самой бирже.

Из-за режима самоизоляции, который действовал в апреле и мае, снизилось не только количество грузоперевозок, но и упал автомобильный трафик – население соблюдало рекомендации и меньше пользовалось общественным транспортом и личными автомобилями. Поэтому на внутреннем рынке сократилась и отгрузка нефтепродуктов.

Вторая причина – плановые ремонты на НПЗ, которые решили провести пораньше, пока население не испытывало большой потребности в бензине”, – пояснил начальник отдела экспертов по фондовому рынку “БКС Брокер” Василий Карпунин.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев также считает, что причина роста стоимости объясняется нехваткой топлива на бирже и в мелком опте.

По его словам, в мае в течение двух недель цена Аи-95 выросла на 10-11%, так как объемы реализации бензина на СПбМТСБ значительно сократились.

“Уменьшилась отгрузка топлива на внутреннем рынке, что также объективно понятно: при падении автомобильного трафика на 70-80% в апреле это было логично”, – заметил он.

Калачев из “Финама” добавил, что к этим факторам еще наложилось и решение правительства разрешить нефтяникам меньше продавать топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже: норматив был снижен в два раза. “Нефтяники, естественно, этим воспользовались”, – заметил эксперт.

Тем не менее глава СПбМТСБ Алексей Рыбников говорил ранее, что после снижения норматива объемы продаж снизились не так сильно, как могли: в апреле лишь на 3%, в мае – на около 2,9%.

Однако по подсчетам ТАСС, реализация бензинов Аи-92 и Аи-95 на бирже в мае упала на 32% по сравнению с маем 2019 года, а с 1 по 17 июня (первые 12 рабочих дней этого месяца) – на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стоит ли ждать дальнейшего роста цены бензина?

Фундаментальных предпосылок для дальнейшего роста биржевых котировок сейчас нет, считают эксперты.

“Ограничения в регионах снимаются и потребность в топливе возросла, что говорит о восстановлении баланса спроса и предложения на топливном рынке.

Поэтому нефтяники в скором времени нарастят объемы добычи, предложения станет больше, а цены скорректируются в сторону снижения”, – рассказал Карпунин из БКС.

Со своими коллегами согласен и Алексей Калачев, который считает текущую ситуацию лишь временным перекосом на рынке. По его словам, производство топлива носит инерционный характер: нефтяники, хоть и с небольшим лагом, но следуют за сигналами рынка.

Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов в свою очередь объяснил, почему на АЗС цены растут не так быстро, как на бирже. По его словам, стабилизирующую роль играет действующий в российской налоговой системе демпфирующий механизм, поэтому даже в условии небольшого дефицита ожидать резкого роста стоимости топлива на заправках не стоит.

“При росте европейских котировок демпфер снижается. Благодаря этому, несмотря на увеличившиеся европейские цены, поставки на внутренний рынок сейчас осуществляются с премией. В этом ситуация сейчас коренным образом отличается от 2018 года, когда был зафиксирован предыдущий пик цен”, – сообщил эксперт.

Что будет делать правительство?

В настоящий момент на объемы предложения бензина и дизеля на российский рынок косвенно влияют два фактора: запрет на импорт топлива в Россию, а также снижение в два раза норматива для нефтяников минимального объема продажи топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Все эти факторы направлены на поддержку отечественных нефтепереработчиков, но снижают наполнение внутреннего рынка нефтепродуктами.

Минэнерго и ФАС на текущий момент не ответили ТАСС на запрос, будут ли они предпринимать какие-либо меры, чтобы способствовать наполнению рынка объемами топлива. Эксперты же считают, что ведомства не пойдут на отмену запрета импорта, но решение об увеличении минимального норматива продажи бензина и дизеля – возможно.

Калачев из “Финама” заметил, что в принципе у России нет проблем с объемами производства бензина и дизеля, поэтому нефтяники смогут довольно быстро справиться с текущей ситуацией и удовлетворить возросший спрос на российских дорогах.

“У нас избыточная производственная мощность. Мы полностью обеспечиваем себя производством топлива, а также активно экспортируем. Поэтому скоро все наладится. Конечно, АЗС могут воспользоваться ситуацией и немного поднять цены. Мы это, кстати, сейчас и видим. Но все же я не думаю, что им дадут это сделать. Во всяком случае сильно”, – подытожил эксперт.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/8759441

Бензиновый всплеск: сдержит ли правительство рост цен на горючее в России

Рост цен на топливо

Стоимость бензина на российских АЗС может серьёзно вырасти, если правительство не примет необходимые меры, включающие снижение налоговой нагрузки на отрасль, заявили NEWS.ru в Независимом топливном союзе (НТС).

Ранее стало известно, Минэнерго и другие профильные министерства отвергли предложения НТС о переходе к рыночному регулированию цен. Между тем эксперты полагают, что наблюдавшееся в июне ускоренное подорожание горючего долго не продлится.

Что будет дальше с ценами на АЗС — в материале портала.

Предложения, направленные НТС в Минэнерго и ФАС, обсуждались совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрансом. При этом профильные ведомства отвергли инициативу независимых игроков, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на соответствующее письмо Министерства энергетики. В документе, в частности, говорится о нецелесообразности приостановки действия демпфера до конца года.

Как пояснили NEWS.ru в Независимом топливном союзе, направленные правительству предложения касались трёх блоков возможных мер — экономических (например, снижение НДС), эксплуатационных и, главное, ценовых — приостановка действия демпфируюшего механизма и переход к рыночному регулированию стоимости топлива.

Демпфер сегодня де-факто стал налогом на кризис. В настоящее время цены с точки зрения макроэкономической ситуации должны падать, а у нас они растут. Если бы не демпфер, мы бы удивили снижением цен — сначала оптовых, потом розничных.

Демпфер обеспечивает стабильность цен на внутреннем рынке как при росте, так и при падении мировых котировок нефти и нефтепродуктов.

Когда экспортные цены превышают установленную правительством условную стоимость горючего в России, нефтяные компании получают компенсацию от государства при поставках топлива на внутренний рынок. В обратном случае уже нефтяники вынуждены платить в бюджет.

В результате, когда во всём мире нефть, а вместе с ней с нефтепродукты дорожали, демпфер позволял не поднимать топливные цены внутри России. Зато когда сырьевые котировки резко упали, цены на бензин в Европе снизились, а в России — нет.

В момент наименьших цен в апреле выплаты компаний по демпферу на автобензин доходили до 18,8 тыс. рублей за тонну. В июне они снизились до 7,4 тыс. рублей, а при котировках начала июля составили бы 5,4 тыс. рублей за тонну, отмечает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.

Таким образом, демпфер позволяет государству частично компенсировать потери от обвального снижения поступлений по НДПИ и таможенной пошлины, в апреле поступления по демпферу составили около 70 млрд рублей.

Оптовые цены на топливо устанавливаются с учётом демпфера, хотя его влияние на них опосредованно, поскольку величина демпфера становится известной только по окончании месяца реализации. Что касается розничных цен, то они традиционно менее волатильны по сравнению с оптовыми.

Поэтому было бы неправильным предполагать, что цены на АЗС снизились бы на величину демпфера.

Ради бюджета

Основным аргументом для возражений со стороны министерств, по словам Павла Баженова, были интересы бюджета, который недополучил бы часть доходов при отмене демпфирующего механизма.

Президент НТС подтвердил, что предложения топливного союза подразумевают выпадающие доходы бюджета, но именно этот вариант он считает самым адекватным.

В ином случае для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нужно либо повышать цены на АЗС, либо усилить нагрузку на нефтяные компании, пояснил он.

Правительство не станет менять систему налогообложения на топливном рынке, уверен эксперт-аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачёв. По его словам, поступления в бюджет — главное, что волнует финансовые власти.

Именно поэтому они не пойдут на отмену демпфирующего механизма и не будут снижать топливные акцизы.

Особенно сейчас, когда расходы бюджета растут, а доходы упали из-за резкого снижения цен на нефть, пояснил эксперт.

Тот факт, что внутренние российские цены вдруг стали выше экспортных, властями рассматривается как временное явление. Такое происходило редко и, как правило, долго не длилось. Этим и обосновывается нежелание что-то менять — зачем из-за временного явления перестраивать всю систему. Впрочем, такой вопрос может возникнуть, если текущая ситуация продлится достаточно долго.

Как пояснил NEWS.

ru источник в правительстве РФ, демпфер является взаимовыгодным механизмом: в прошлом году благодаря ему нефтяники получили около 300 млрд рублей компенсации, а в этом, при цене нефти около $40 за баррель, бюджет РФ может получить около 400–500 млрд рублей. Таким образом, механизм, концептуально устраивающий как переработчиков, так и правительственные структуры, отменять было бы нелогично, отметил источник.

Ранее министр энергетики Александр Новак заявлял, что в случае отмены демпфера российский бюджет недополучит порядка 1 трлн рублей.

Свободные цены

Из письма Минэнерго также следует невозможность либерализации цен, которое предлагал НТС. Как пояснил Павел Баженов, сегодня поднимать розничную стоимость топлива не позволяют рекомендации ФАС в адрес нефтяных компаний. Те вынуждены держать свои ценники, а независимым АЗС приходится под них подстраиваться.

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Отмена демпфера и переход к рыночному ценообразованию в рознице позволит снизить цены на топливо, уверяет президент НТС.

По его словам, они сейчас не снижаются во многом из-за того, что все понимают — если завтра конъюнктура изменится, то поднять цены уже никто не даст.

Поэтому мы живём в условиях постоянного постепенного увеличения стоимости топлива в рамках инфляции, пояснил представитель отрасли.

Между тем переход исключительно на рыночные рельсы может в определённый момент привести к подорожанию горючего, предупреждает Алексей Калачёв.

При рыночном ценообразовании, если государство сохранит демпфер и акцизы, мы увидим рост стоимости топлива.

Если отменить акцизы и демпфер, то будет снижение цен, но больше оптовых, чем розничных. А потом всё равно возможно подорожание, причём нерегулируемое.

Если нефть начнёт заметно дорожать, мы можем увидеть взлёт цен, подобный тому, что было в 2018 году, — пояснил аналитик.

Тем временем, по данным Росстата, средняя розничная стоимость бензина в России в июне выросла на 0,7%. Это практически втрое больше, чем за предыдущие пять месяцев, ведь с начала года общая прибавка составила 0,9%. В третью неделю июня топливо подорожало сразу на 13 копеек, правда, затем динамика снизилась до 5 копеек. На данный момент литр бензина в среднем стоит 45,18 рубля.

Основная причина ускоренного роста цен на АЗС — резкое подорожание бензина в опте, считают эксперты. На прошлой неделе его биржевая стоимость выросла до рекордных отметок.

По итогам торговой сессии 3 июля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-95 с поставкой в Европейской части России по национальному индексу достигла 59,78 тыс. рублей за тонну, сообщил ПРАЙМ со ссылкой на данные биржи. Цена бензина Аи-92 поднялась до 51,29 тыс. рублей за тонну.

Котировки Аи-92 и дизельного топлива сейчас ниже максимумов 2018 года, рекордный рост зафиксирован только по Аи-95. Это связано с более быстрым, чем ожидалось, восстановлением спроса, которое опередило восстановление производства Аи-95. В ближайшее время следует ожидать наращивания производства бензина, поэтому баланс будет восстановлен, — отметил Сергей Ежов.

По его словам, сейчас ретейлеры компенсируют убытки от реализации Аи-95 за счёт Аи-92 и дизельного топлива, и у участников рынка есть возможность удерживать рост розничных цен в пределах инфляции.

В НТС полагают, что главными причинами роста биржевой стоимости стало временное, до 30 июня, снижение в два раза нормативов обязательных продаж нефтепродуктов на бирже: бензина с 10% до 5% от объёма производства, дизтоплива — с 6% до 3%, а также решение регуляторов о запрете на импорт нефтепродуктов, что привело к существенному снижению предложения топлива внутри страны.

Пока повышение розничных цен укладывается в инфляционный коридор, но какие-то оперативные меры, чтобы изменить этот тренд, не принимаются, все надеются, что скорректируется внешняя экспортная альтернатива и всё будет нормально. Если оперативных мер не будет, мы уже в июле увидим серьёзный рост розничных цен, который может превысить темпы инфляции, — считает Павел Баженов.

Он напомнил, что в 2018 году правительство пошло на экономические меры для сдерживания роста цен — снизило размер топливных акцизов. Сегодня также нужны экономические меры, уверен представитель отрасли.

Алексей Калачёв отмечает, что ситуация с нехваткой топлива возникла искусственно: НПЗ снизили его производство на период низкого спроса в условиях самоизоляции, а когда карантин резко отменили и спрос начал восстанавливаться, они не успели подстроиться. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется и объёмы продаж возвращаются, отметил эксперт.

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов заверил, что бензина и дизельного топлива в России хватит на всех. Об этом он заявил в ходе онлайн-конференции, посвящённой глобальному рынку нефтепродуктов.

Суточное производство автомобильного бензина с 1 по 30 июня увеличилось на 35%, в июле, по планам компаний, ожидается объём производства, превышающий значения 2019 года.

Кроме того, из-за особенностей налоговой и таможенной системы даже при стабилизации цен на нефть маржа НПЗ в июле перейдёт в положительную зону.

Поставок бензина и дизельного топлива хватит по всем каналам сбыта, в этом можно не сомневаться, — заверил он.

Директор департамента признал, что рост оптовых цен оказывает определённое давление на цены в рознице. При этом, по его словам, предпосылок для увеличения цен на российских АЗС темпами, превышающими уровень инфляции, сейчас не видно.

В Минэнерго отказались от дополнительных комментариев о том, что будет с ценами на топливо.

Пока рост розничных цен с начала года в среднем не превышает 1%, что ниже инфляции, которая составила 2,6%. В дальнейшем также следует ожидать, что подорожание не превысит инфляции.

В то же время в соответствии с Налоговым кодексом условные оптовые цены бензина и дизельного топлива, которые используются для расчёта демпфера, увеличиваются с 1 января 2021 года на 5%.

Если инфляция окажется ниже, то формула демпфера в Налоговом кодексе должна быть скорректирована, — отметил Ежов.

Алексей Калачёв считает, что ускоренное подорожание бензина закончится уже в июле. По итогам года рост цен на топливо не превысит инфляцию, хотя в отдельные периоды возможны колебания, подытожил аналитик.

Источник: https://news.ru/economics/benzinovyj-vsplesk-sderzhit-li-pravitelstvo-rost-cen-na-goryuchee-v-rossii/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: