Самозанятые перевозка пассажиров без заказов

Содержание
  1. Самозанятые таксисты: может ли водитель быть самозанятым гражданином
  2. Как работает бизнес в сфере такси
  3. Почему важно легализовать деятельность таксистов
  4. Может ли таксист зарегистрироваться как самозанятый
  5. Может ли водитель быть самозанятым
  6. Закон № 422-ФЗ: может ли водитель быть самозанятым
  7. Лицензия на перевозки самозанятым
  8. Путевые листы для самозанятых водителей
  9. Может ли самозанятый получить лицензию на такси и как это сделать
  10. Самозанятый таксист — это реальность или миф?
  11. Кто такие самозанятые?
  12. Сопоставляем с правилами для таксистов
  13. Почему законы противоречат друг другу?
  14. Почему Яндекс такси предлагает водителям регистрацию в качестве самозанятого?
  15. Заключение
  16. Выйти из тени: Татарстан лоббирует закон о снятии ограничений для самозанятых таксистов
  17. Эксперты за легализацию таксистов-физлиц
  18. Минтранс РФ против
  19. Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет
  20. Водители нарушают закон, агрегаторы смотрят сквозь пальцы
  21. Шашечный разбор: таксисты переходят на самозанятость
  22. В один клик
  23. Миллион за баранкой
  24. В ответе за тех, кого подвозили

Самозанятые таксисты: может ли водитель быть самозанятым гражданином

Самозанятые перевозка пассажиров без заказов

На обывательском уровне таксисты, которые занимаются частным извозом пассажиров, относятся к категории самозанятых граждан. Они не имеют работодателя, получают систематический доход и не платят с прибыли налогов.

С рассмотрением и принятием нового закона о самозанятости, который вступил в силу с 1 января 2019 года, встал вопрос, смогут ли самозанятые таксисты встать на официальный учет в налоговой инспекции.

Данный вопрос имеет особые нюансы, которые требуют детального рассмотрения, чтобы окончательно ответить на этот вопрос.

Как работает бизнес в сфере такси

Услуга такси широко востребована населением, и государство с легальными компаниями не в силах удовлетворить запросы общества. На сегодняшний день существуют несколько общероссийских сервисов по предоставлению данного вида услуг, но этого недостаточно.

Многие таксисты, которых часто называют «бомбилами», занимаются перевозкой пассажиров без какой-либо регистрации. Вопрос легализации их деятельности остается открытым. Хотя в данном секторе рынка давно пытаются уладить положение вещей, и достигнуты уже хорошие результаты.

На сегодняшний день в сфере такси работают по следующим схемам:

  1. Водители устраиваются на официальную работу в зарегистрированные компании. Им предоставляется автомобиль и все условия работы, заключается договор. В качестве оплаты водитель забирает часть прибыли. Данная схема работы не очень выгодна, поэтому многие не спешат пользоваться ею.
  2. Таксование на собственном автомобиле (не возбраняется брать автомобиль и в аренду, но под личную ответственность). По этой схеме водитель с личным автомобилем регистрируется в определенной конторе и получает заказы от компании. Основной заработок он оставляет себе, а организатору отдает небольшую комиссию.
  3. Онлайн-сервисы. Рынком на сегодняшний день правит такой гигант, как Яндекс Такси. В силу широких возможностей, эта компания способна организовать легализацию работу таксистов, и тем, кто работает на Яндекс, можно не беспокоиться.
  4. Всенародный сервис бла-бла-кар также дает возможность шоферу заработать. Несмотря на то что изначально цель данного ресурса – помочь сэкономить на бензине во время путешествий путем подвоза попутчиков, многие таксисты стали использовать его для личных заработков.
  5. Бомбилы, которые работают единолично, вынуждены самостоятельно искать клиентов. Они обычно ведут настоящую «охоту» на клиентов около вокзалов, аэропортов, в ночное время, в туристических зонах, предлагая свои услуги по завышенным ценам.

Вопрос легализации деятельности таксистов остро стоит относительно граждан, которых можно отнести к последним двум категориям.

Важно! В последнее время с появлением крупных сервисов, количество частных извозчиков такого рода убавилось, но все же они есть, особенно в крупных городах и городах-курортах.

Почему важно легализовать деятельность таксистов

Сфера перевозки пассажиров связана с человеческими жизнями, поэтому требует пристального контроля. Чтобы обеспечить безопасность, транспортное средство должно находиться в надлежащем техническом состоянии, водитель должен соответствовать нормам физического и психического здоровья, должен быть трезвым.

Ответственность за такие моменты при частном извозе никто не несет. Люди, сев в машину к первому попавшему человеку, доверяют свою жизнь незнакомцу и рискуют не только здоровьем и деньгами, но и жизнью. Бизнес на частной перевозке пассажиров давно попал под внимание госорганов, поскольку в этой сфере крутятся большие деньги, ради которых люди готовы на многое.

В последнее время вызывают беспокойство такие моменты:

  1. В борьбе за клиентов и ведя конкуренцию, таксисты не особо заботятся о самих пассажирах. В погоне за скоростью и деньгами нарушаются правила дорожного движения и принципы общечеловеческой морали. Водители не стесняются в выражениях, устраивают разборки между собой при клиентах.
  2. Частные бомбилы и вовсе открыто могут угрожать и принуждать пассажиров ехать с ними. Над ними нет контроля, они чувствуют полную свободу и контроль над ситуацией.
  3. Частные извозчики в определенных ситуациях необоснованно завышают цены, не оставляя клиенту выбора. Их расценки никак и никем не контролируются.
  4. Ехать с незнакомым человеком с улицы – просто опасно. Вас могут обокрасть или иным образом подвергнуть жизнь насилию и опасности.
  5. Такие водители ни за что не отвечают: не за ценные вещи, которые забыты в салоне и автомобиля, ни за ваш комфорт, ни за вашу жизнь и здоровье в случае возникновения ДТП.

Поэтому связываясь с частными извозчиками, каждый человек должен нести ответственность за себя сам и четко понимать риски. И если работу водителей, которые работают через городские компании и сервисы, можно хоть как-то контролировать, то частники не поддаются никакому контролю.

Может ли таксист зарегистрироваться как самозанятый

В мире много вполне ответственных и культурных водителей такси, которые добросовестно относятся к своей работе. И вопрос легализации кроется не в том, чтобы обеспечить ответственность перевозчиков, а в том, чтобы вывести их доходы из «тени» и дать возможность заниматься извозом на законных основаниях.

По определению таксисты подходят под все требования закона о самозанятости: они не имеют работодателя, не нанимают работников, оказывают личную услугу, получают систематический доход. Поэтому на обывательском уровне их относят к самозанятым гражданам.

Однако если глубже копнуть законы, то увидим два пункта:

  1. Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04. 2011 гласит, что частной перевозкой пассажиров и багажа можно заниматься только на основании лицензии, то есть специального разрешения, выданного уполномоченным органом (ст. 9 ч. 1). А в лицензии должны указываться данные зарегистрированного ИП или ООО (согласно п.2 ч. 1 ст. 9 данного закона).
  2. Закон о самозанятых в пункте 6 статьи 2 гласит о том, что специальный налоговый режим с уплатой налогов на профессиональный доход можно применять при ведении разрешенной деятельности без регистрации ИП, за исключением видов деятельности, которые требуют по закону обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что для законной деятельности частному таксисту необходимо обязательно оформиться как ИП, а такие предприниматели не могут применять специальный налоговый режим.

Важно! Таксисты не могут встать на учет в налоговых органах в качестве самозанятого лица.

В данном случае возникает вопрос, как же им легализовать свою деятельность, ведь для оформления в качестве ИП многие не имеют достаточных доходов, да и сама процедура ведения бизнеса в качестве ИП имеет свои сложности в регулярном предоставлении отчетов, использования онлайн-касс, подаче деклараций.

Поскольку схем для упрощенной легализации деятельности извозчиков на такси не существует, эта категория населения действует следующим образом:

  1. Вступает в ряды таксистов, которые работают на крупные компании через известные сервисы. В данном случае легализация – это уже не его головная боль. Крупные сервисы имеют свои каналы и программы, которые позволяют иметь официальный источник доходов частным перевозчикам с уплатой либо НДФЛ, либо комиссий организатору.
  2. Продолжает работать без регистрации на свой риск и страх, так как это является незаконным предпринимательством. Однако, таких водителей очень сложно выявлять, поскольку деньги они получают на руки, а доказать, что они везли клиентов, а не родных или друзей, на практике довольно сложно.

При существующем положении, когда таксисту нужно оформлять ИП, чтобы вести законную деятельность, проблема незаконного частного извоза не может быть решена. Никто не захочет свалить на себя столько проблем, проще заплатить штраф в 2000 рублей в случае выявления незаконного предпринимательства.

И то риск наступления такого случая минимален, поскольку на данном секторе рынка процветает коррупция, и все работают под прикрытием вышестоящих органов. Государство не в состоянии бороться с таким положением вещей, но и не предлагает реальных путей решения проблемы.

Поэтому часть будет работать через крупных организаторов, а остальная часть так и останется в тени, потому что водители такси быть самозанятыми и официально встать на учет не могут.

Источник: https://samozanyatyj.ru/poleznoe/mozhet-li-taksist-byt-samozanyatym-grazhdaninom.html

Может ли водитель быть самозанятым

Самозанятые перевозка пассажиров без заказов

Самозанятые водители – это физические лица, занимающиеся грузовыми или пассажирскими перевозками, применяющие экспериментальный режим налогообложения «Налог на профессиональный доход» (НПД). Режим самозанятости введен законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ.

Водители на текущий момент могут работать на данном спецрежиме только в четырех регионах страны (Москва и Московская область, Татарстан, Калужская область), но ожидается, что с введением НПД по всей России такая возможность появится во всех субъектах РФ.

Закон № 422-ФЗ: может ли водитель быть самозанятым

Главные преимущества «самозанятости» для перевозок следующие:

  • не надо составлять отчетность по доходам и налоговым платежам;
  • низкая ставка налогообложения – по доходам, полученным от юридически лиц и ИП действует ставка 6%, а по доходам, поступившим от физических лиц – ставка 4%. Выбор конкретного тарифа зависит от того, кто указан в качестве контрагента в чеке.
  • лимит годовой выручки – 2,4 млн. руб., причем при отсутствии доходов налог не уплачивается;
  • самозанятому предоставляется налоговый вычет – 10 тыс. руб.;
  • платежные документы (чек) и расчет налога формируются автоматически при помощи приложения «Мой налог».

Недостатком является сложность в получении разрешительной документации, например, для таксистов, так как лицензии выдаются только ИП или юридическим лицам. Поскольку режим НПД доступен также и физлицам в статусе ИП, самозанятый может получить лицензию только будучи предпринимателем.

Второй минус – отсутствие страховых отчислений на будущую пенсию. Страховые взносы можно осуществлять на добровольной основе, но при этом возрастает размер платежей в бюджет.

При выборе НПД необходимо учитывать и то, что фактические затраты на содержание транспортного средства в исправном состоянии, на топливо и т.д. не учитывается при расчете налога – за основу принимается только сумма полученного дохода.

Закон № 422-ФЗ не содержит перечня разрешенных на режиме НПД видов деятельности, в нем имеется только список ограничительных факторов. Грузовые и пассажирские перевозки не входят в исключения, поэтому самозанятый водитель может использовать данный режим налогообложения.

Если самозанятый водитель выполняет роль курьера, принимающего оплату за товар, продавец обязан будет обеспечить его зарегистрированной мобильной онлайн-кассой, при этом получать наличные деньги в интересах третьих лиц курьер не сможет.

Для работы в перевозках с применением режима самозанятости необходимо установить налоговое приложение «Мой налог» для фиксации сумм дохода, вычисления налога и формирования чеков клиентам (чеки рассылаются по номеру телефона или электронным адресам, либо распечатываются на бумаге).

Лицензия на перевозки самозанятым

При работе в такси самозанятым, как и другим категориям водителей, требуется лицензия на осуществление пассажирских перевозок. Подробнее об этом мы писали в нашей статье.

Лицензию выдают на юридическое лицо или на ИП, но не на частных физических лиц. Поэтому у самозанятых таксистов есть два варианта:

  1. Оформиться как ИП. В этом случае сразу после регистрации ИП можно заявить о желании перейти на экспериментальный спецрежим НПД. Такому предпринимателю нельзя будет применять иные налоговые режимы и привлекать наемных работников.

  2. Самозанятые водители не обязательно должны иметь статус ИП, но тогда лицензию должен иметь таксопарк, либо агрегатор с которым они планируют работать. В этом случае разрешительный документ выдается организации, а водитель сотрудничает с ней по договору ГПХ (без составления трудового договора, иначе с дохода придется платить НДФЛ по ставке 13%).

Путевые листы для самозанятых водителей

Система самозанятости позволяет не применять онлайн-кассу и не платить подоходный налог со страховыми взносами, но не освобождает от необходимости оформлять транспортные документы.

Путевые листы для самозанятых являются обязательным элементом. Эти документы дают право водителю перевозить конкретный груз из одной точки в другую. Таксопарками по данным путевок отслеживается маршрут, расход топлива, производятся начисления водителю.

Путевки нужны для транспортировки грузовым автотранспортом и для легковых автомобилей. Так как путевые листы для самозанятых обязательны, водители при их отсутствии могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 12.3 КоАП РФ на сумму в 500 руб.

Этот документ не потребуется, только если водитель перевозит на собственном ТС личный груз.

В адрес Правительства представителями агрегаторов такси поступают предложения об упрощении работы таксистов на экспериментальном налоговом режиме.

В частности, предлагалось ввести электронные путевые листы и изменить порядок оформления лицензии, включив в категорию получателей разрешительной документации третью группу – самозанятых.

Пока что путевки выдаются в бумажном виде, предрейсовые осмотры проводятся в обычном режиме.

Источник: https://spmag.ru/articles/mozhet-li-voditel-byt-samozanyatym

Может ли самозанятый получить лицензию на такси и как это сделать

Самозанятые перевозка пассажиров без заказов

Новый закон о налоге на профессиональный доход взбудоражил всех. Много слухов, безумных идей и откровенного обмана можно увидеть в связи с его появлением.

Вот и частные извозчики интересуются, получится ли оформить лицензию на такси для самозанятых граждан РФ? Кроме того, Яндекс активно зазывает водителей получать новый статус и сотрудничать.

Что на самом деле происходит, подробно расскажем ниже.

Самозанятый таксист — это реальность или миф?

Чтобы ответить на вопрос, необходимо сопоставить 2 закона — “О введении налога на профессиональный доход”, а также “О такси”.

Если в обоих вариантах нет препятствий, то самозанятость частного извозчика правомерна, в противном случае, гражданин столкнется с проблемами.

По мнению юристов, изучавших закон, все зависит от того, захочет ли правительство перевести извозчиков в самозанятые. Если да, то многое необходимо доработать. В любом случае, лицензия обязательна для всех таксистов. 

Для нелегального бомбилы ставка НПД в 4% для “физиков” и 6% для “юриков” заманчива. Кажется, появилась возможность, не оформляя ИП, выйти из тени. Кроме того, самозанятые не обязаны заполнять декларации, платить пенсионному фонду, освобождены от НДФЛ и имеют массу других привилегий.

Кто такие самозанятые?

ФЗ № 422 регулирует все моменты, касающиеся плательщиков НПД. Но в федеральном положении нет четкого перечня специальностей, которые относятся к данной категории, поэтому остается опираться на ограничения.

Основные требования к самозанятым:

  • Зарабатывает до 200000 в месяц или 2,4 млн в год;
  • Не нанимает помощников;
  • Не имеет начальника;
  • Не использует другие налоговые режимы;
  • Не является ИП или юридическим лицом, хотя первый без проблем может перейти в самозанятые;
  • Та деятельность, которая облагается НПД, не происходит по трудовому договору. Хотя работать на предприятии и в свободное время шабашить в качестве самозанятого не запрещено, но для каждого из таких доходов, свой налог;
  • Не сдает в аренду авто или нежилые помещения;
  • Не заключает агентских контрактов;
  • Не торгует подакцизными товарами;
  • Не зарабатывает перепродажей;
  • Не связан с добычей полезных ископаемых.

Закон о самозанятых определяет категорию граждан, как физических лиц, единолично занимающихся предпринимательской деятельностью, оказывая услуги населению и организациям, выполняя работы, а также реализуя товары собственного производства.

Арендодатели жилых домов и квартир вправе применять НПД. Главное условие на 2019 год — деятельность локализована в одном из пилотных регионов самозанятых. Только столица, МО, Калужская область и Татарстан поддерживают эксперимент.

НПД не облагаются доходы от деятельности, которая требует обязательного оформления ИП. 

Закон об НПД не содержит прямого запрета на регистрацию таксиста в качестве плательщика, но и разрешения там тоже нет.

Сопоставляем с правилами для таксистов

ФЗ № 69 регулирует деятельность перевозчиков людей и легкого багажа. И по содержанию закона можно выделить основные заповеди для законной работы водителей данной категории:

  • Наличие лицензии, выданной уполномоченным органом власти (в столице это Департамент Транспорта);
  • Автомобиль в собственности, аренде или лизинге;
  • Соответствие авто — шахматная эмблема, оранжевая световая шашка на крыше, иногда и определенный цвет кузова, таксометр,
  • ТО каждые полгода, а также заключение техника перед выездом в рейс;
  • Договор с медицинским учреждением на регулярные обследования работника;
  • Соглашение с мастерской на обслуживание ТС;
  • Помещение для содержания и ухода за машиной;
  • Стаж водителя от 3 лет, при документальном подтверждении или суммарный — от 5;
  • Договор фрахтования в письменном виде, если водитель арендует машину у таксопарка;
  • Также в соответствии с требованиями ФЗ № 259 ст. 6 запрещено осуществлять коммерческие перевозки пассажиров и багажа без оформления путевого листа. Этот документ содержит информацию об осмотре техником автомобиля и освидетельствовании водителя медиком перед рейсом, а также маршрут. Выдается путевка на день или на долгосрочную поездку;
  • Осуществлять деятельность таксист вправе только в одном регионе, за исключением случаев, когда он из субъекта, где выдана лицензия, доставляет пассажира в иной регион.

Деятельность, которая требует оформления статуса индивидуального предпринимателя, что как раз касается частного водителя такси, не облагается НПД.

Почему законы противоречат друг другу?

Для начала, важнейший документ частного извозчика — лицензия выдается только ИП или Юридическим лицам. Физик может работать на владельца разрешения по трудовому договору. Поэтому уже невозможно соблюсти оба закона.

Самозанятость не предусматривает и заключение контрактов с медицинскими организациями и техническими сервисами.

Путевой лист вправе оформить ИП или юрлицо, даже если он же и является водителем. В его необходимости владельцу-таксисту, который работает на себя, многие сомневаются, подкрепляя сомнения цитатами из законов. Но ст. 6 ФЗ 259 четко обязывает осуществлять перевозку грузов и пассажиров при наличии путевки. На практике ДПС за это штрафует в размере 500 рублей.

Фрахтовщик только ИП или организация, физическое лицо по трудовому договору,  самозанятый не является таковым.

На таксиста возлагаются специальные требования, а также повышенная ответственность, которая противоречит упрощенной системе налога для самозанятых. Для регулирования деятельности частных извозчиков существуют отдельные законы и положения.

 Исходя из содержания ФЗ № 69 и ФЗ № 422, вряд ли таксисты смогут работать в статусе самозанятого. Получение разрешения доступно только для организаций и предпринимателей.

Почему Яндекс такси предлагает водителям регистрацию в качестве самозанятого?

Известный агрегатор решил заработать на новом законе, который еще не отшлифован. Скорее всего, сначала водитель регистрирует ИП, получает лицензию, оформляет необходимые документы, а потом переходит в самозанятые. Насколько это законно, еще непонятно, покажет время.

Возможно, правительство на самом деле заинтересовано в переводе таксистов в категорию самозанятых, говорят, об этом упоминал Мишустин. Тогда понятно, почему Яндексу удается получать разрешение на регистрацию водителей и использование НПД.

Кстати, налог будет рассчитываться по ставке 6%, так как по данной системе заказчиком является агрегатор, а не пассажиры, то есть юридическое лицо. Плюс Яндекс заберет свой процент, который в среднем составляет 20-25%.

Сколько получится в итоге, можно рассчитать для конкретного случая.

Взамен агрегатор дает заказы, ведет отчетность в приложении “Мой налог”, начисляет деньги водителю в определенные числа месяца (что подходит под понятие трудовых отношений!).

Плюс в этой ситуации в том, что на основании подтвержденной деятельности Яндекс такси, можно в единоличном порядке требовать выдачи лицензии в статусе самозанятого, ссылаясь на информацию с официального сайта агрегатора или подтвержденные случаи работы водителей самозанятых с привлечением известного сервиса. 

По отзывам опытных таксистов, с Яндексом нужно быть всегда начеку, да и получать зарплату придется по графику, а это, вообще, уничтожает смысл самозанятости. Также советуем помнить, что плательщики НПД освобождены от НДС, который учитывает агрегатор.

Заключение

Не исключено, что законодатели внесут поправки в закон о такси и другие положения, чтобы позволить извозчикам оформлять лицензию и использовать НПД. Однако та ответственность, которая закреплена за владельцами и водителями такси слишком серьезна для упрощенной самозанятости. Что будет дальше, покажет время и результаты эксперимента.

Источник: https://samozanyat-rf.ru/vopros/licenziya-na-taksi.html

Выйти из тени: Татарстан лоббирует закон о снятии ограничений для самозанятых таксистов

Самозанятые перевозка пассажиров без заказов

Действующее законодательство не позволяет частным перевозчикам оказывать услуги без регистрации ИП, но агрегаторы закрывают на это глаза

Год назад премьер-министр Татарстана Алексей Песошин призвал активнее переводить таксистов в статус самозанятых в соответствии с новым налоговым режимом, который Татарстан реализует в рамках пилотного проекта.

Как выяснило «Реальное время», за минувший год число самозанятых частных перевозчико в республике заметно выросло — до 10 тысяч человек, согласно данным Минтранса РТ. Впрочем их могло быть и больше, но действующий закон о такси максимально этому препятствует, не позволяя физлицам получать лицензию на перевозку пассажиров.

Ситуацию пытаются исправить с помощью нового законопроекта, соавтором которого выступает и татарстанский парламентарий.

Несмотря на официальные данные, не все таксомоторные компании заметили прогресс в переводе водителей такси в самозанятые.

Как рассказал «Реальному времени» руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, причина тому — действующий 69-й федеральный закон о такси, который не допускает выдачи разрешения на перевозки физическим лицам.

Легально стать самозанятым таксистом и платить налог на профессиональную деятельность человек может только в том случае, если предварительно оформил ИП. Это противоречит самому принципу самозанятости, которая задумывалась как инструмент для максимального упрощения легализации микробизнеса, отмечают эксперты.

— Сейчас самозанятость как таковая недоступна для водителей такси. Частный водитель по-прежнему не допущен к легальному оказанию услуг по перевозке. Да, есть вариант для водителя, который зарегистрировался как ИП, перейти на новый налоговый режим, но это не та самозанятость, о которой изначально шла речь. То есть по большому счету за год эксперимента с самозанятостью для такси ничего не изменилось, — резюмирует Павел Стенников.

— Отрасль ждет от государства разрешения оформлять лицензию физлицам. Это позволит не только легализовать рынок, но и увеличить доходы водителей. Сейчас они вынуждены пользоваться услугами посредников, так называемых «подключашек», а это стоит денег. Либо процент от заказа, либо фиксированная абонентская плата — примерно тысяча рублей в месяц, — считает он.

Гендиректор татарстанского АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева подтверждает, что таксист может стать самозанятым лишь при условии предварительной регистрации ИП, но большой проблемы в этом не видит.

— Сейчас есть много сервисов, позволяющих оформить ИП быстро, в течение дня, и уже потом через приложение «Мой налог» перейти на налоговый режим для самозанятых, — пояснила Пахарева.

Эксперты за легализацию таксистов-физлиц

Исполняющая обязанности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала «Реальному времени», что ограничения по самозанятости для таксистов действительно есть, но проект поправок в законодательство о такси уже готов и находится на рассмотрении.

— Действительно, сегодня самозанятые таксисты столкнулись с системной проблемой законодательства — они как физические лица не могут получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Закон в принципе не дает им такой возможности — получить разрешение может только официальный индивидуальный предприниматель.

Рынок перевозок восполнил этот пробел через так называемую «арендную схему», когда организация либо индивидуальный предприниматель берет в аренду транспортное средство у физлица, получает для него необходимое разрешение на перевозку, а дальше водитель работает фактически самостоятельно, — рассказала Камалова.

— Тем не менее отсутствие единого подхода в регулировании правового статуса самозанятых ограничивает возможности для развития самозанятости в сфере работы такси. Проект поправок в закон, которые позволяют получать разрешения на работу такси самозанятым физическим лицам, сейчас находится на рассмотрении в федеральных ведомствах.

Той же точки зрения придерживаются и в популярном агрегаторе «Яндекс.Такси».

— Число водителей такси, желающих зарегистрироваться в статусе самозанятых, может вырасти, если в законодательстве по итогам эксперимента будет сделан следующий логичный шаг — возможность для самозанятых получать разрешение на работу такси на свой личный автомобиль. Это сделает статус еще более удобным для большого числа занятых в такси россиян, — уверен директор по стратегическим проектам «Яндекс.Такси» Петр Диденко.

Минтранс РФ против

Законопроект, о котором идет речь, уже внесен в Государственную думу.

Как рассказал «Реальному времени» один из его авторов, депутат от Татарстана Айрат Фаррахов, документ уже согласован Администрацией президента и агрегаторами такси, а сейчас находится на согласовании в регионах.

Этот процесс займет какое-то время, однако, как полагает Фаррахов, до конца года у законопроекта есть все шансы быть принятым. Правда, со стороны федерального Минтранса документ встретил некоторое противодействие.

— Минтранс [РФ] против того, чтобы самозанятые физлица могли получать разрешения на работу в такси.

В ведомстве опасаются, что из-за этого могут возникнуть проблемы, потому что считают, будто физлица — недостаточно ответственные люди.

Но мы думаем, что именно с невозможностью получить лицензию связано то, что рынок такси сегодня — это достаточно «серая» зона: половина водителей «бомбит», и все об этом знают, — рассуждает Фаррахов.

— Оформлять ИП они не хотят, потому что это сопряжено с некоторыми бюрократическими сложностями, отчетностью. Стать самозанятым намного проще, все происходит «в цифре». Думаю, ошибочно полагать, что ответственность как-то зависит от наличия статуса ИП. Наш законопроект поспособствует тому, чтобы рынок стал более прозрачным.

Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет

Но пока поправки не приняты, отрасль частных пассажироперевозок вынуждена развиваться стихийно и, в некоторой степени, нелегально. И инструмент самозанятости играет в этом процессе не последнюю роль.

Во-первых, несмотря на законодательные ограничения, количество самозанятых таксистов растет. Если год назад крупнейший в России агрегатор «Яндекс.Такси» сообщал «Реальному времени» о 1 200 самозанятых таксистах, работающих в Татарстане, то теперь, по данными республиканского Минтранса, их более 10 тысяч.

— Это больше 15 прцентов зарегистрированных «самозанятых» в целом по республике (более 64 тысяч человек), — уточнили «Реальному времени» в пресс-службе министерства.

— В Татарстане стояла серьезная задача — максимально привлечь самозанятых лиц к участию в проекте.

У Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ — это возможность «вывода из тени» лиц, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров личным автотранспортом (таксисты).

А в «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч.

— «Яндекс.Такси» был первым федеральным партнером ФНС по подключению самозанятых. По последним данным в России более 107 тысяч самозанятых водителей-партнеров выполняют заказы сервиса «Яндекс.Такси».

А всего в России зарегистрировано порядка 400 тысяч самозанятых.

Компания ведет активную работу по подключению к платформе самозанятых таксистов в республике Татарстан, в частности, теперь такая возможность появилась не только у таксистов, но и у курьеров, которые работают с сервисом «Яндекс.Еда», — рассказал Петр Диденко.

В «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч. Фото Максима Платонова

Водители нарушают закон, агрегаторы смотрят сквозь пальцы

Между тем, по информации, полученной «Реальным временем» от самих самозанятых таксистов, выполняющих заказы пользователей популярного агрегатора, последний предоставляет водителям техническую возможность заниматься извозом без оформления ИП и даже без разрешения на работу.

Достаточно статуса самозанятого, получение которого предусмотрено мобильным приложением для таксистов через сшивку с приложением «Мой налог». Наличие статуса ИП при этом не проверяется, хотя на своем сайте агрегатор и указывает на его необходимость: мол, мы вас предупредили.

— Зарегистрироваться не составляет проблем, агрегатор дает возможность регистрироваться самозанятым, но человек в этом случае работает на свой страх и риск, нелегально, нарушая 69-й федеральный закон, — утверждает собеседник «Реального времени» из самозанятых таксистов, попросивший по понятным причинам не называть его. — Чтобы зарегистрироваться самозанятым и выполнять заказы, в Казани нет необходимости получать разрешение. По сути, любой человек с улицы, имея паспорт и водительское удостоверение, может подключиться и спокойно работать.

По словам нашего собеседника, похожим образом дело обстоит и с так называемыми «подключашками» — компаниями-прокладками, которые имеют необходимый для работы с агрегатором юридический статус, и за плату позволяют частным водителям выполнять заказы агрегаторов.

По факту водитель работает все так же самостоятельно, но формально числится в существующем порой лишь на бумаге таксопарке.

Разница между этой схемой и самозанятостью лишь в том, что самозанятый таксист платит налоги государству (их размер программа агрегатора рассчитывает автоматически), а не комиссию за заказы «подключашке».

— Таксистов фактически никто не контролирует. Агрегатор примерно раз в неделю просит загрузить в приложение фото автомобиля и салона, водительского удостоверения, иногда — лица водителя.

Вот и весь контроль, — продолжает собеседник «Реального времени». — Все рейды, направленные на пресечение деятельности нелегальных таксистов, лишь показуха.

Я занимаюсь извозом с 2014 года, и никто ни разу не спросил у меня регистрацию ИП, разрешение на работу и т. д.

Ппоявление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок. Фото .com/proautokzn

В пресс-службе агрегатора, о котором идет речь, наличие подобной схемы подключения водителей отрицают: мол, при регистрации программа требует загрузить разрешение на работу в числе прочих необходимых документов, но, как уверяют нас таксисты, это ограничение действует только в Москве.

По мнению нашего собеседника, появление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок, поскольку регистрация физлиц в качестве легальных извозчиков позволит исключить из цепочки клиент — агрегатор — водитель «подключашек», и направит налоги таксистов исключительно в бюджет.

БизнесТранспорт Татарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/165811-taksisty-ne-mogut-byt-samozanyatymi-no-vse-ravno-stanovyatsya-imi

Шашечный разбор: таксисты переходят на самозанятость

Самозанятые перевозка пассажиров без заказов

Таксисты начали активно регистрироваться самозанятыми — каждый пятый из 35 тыс. человек, вставших на учет в налоговой с 1 января, оказался представителем именно этой профессии. Такие данные «Известиям» привели в Федеральной налоговой службе. Большое количество таких водителей выгодно агрегаторам, которые хотят избавиться от посредников — таксопарков.

ФНС это позволит вывести налогоплательщиков из тени, а самим таксистам — больше зарабатывать. Эксперты, однако, предупреждают о рисках: пассажирам будет еще труднее взыскать ущерб в случае ДТП или других происшествий. Кроме того, схема не начнет действовать в полном объеме, пока самозанятым не дадут возможность получать разрешения на таксомоторную деятельность.

В один клик

Услуга по перевозке пассажиров — один из наиболее популярных видов деятельности, которые указывают самозанятые в мобильном приложении «Мой налог», сообщили «Известиям» в ФНС. По данным службы, из 35 тыс. человек, зарегистрированных с 1 января, порядка 20% — таксисты.

Налог на профессиональный доход, который неофициально называют налогом на самозанятых, введен в тестовом режиме с 2019 года в четырех регионах России. Эксперимент проводят в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Ставка — 4% на доход от работы с физлицами, 6% — с юрлицами.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого может любой человек, работающий на себя, если его доход не превышает 200 тыс. рублей в месяц. Это можно сделать через мобильное приложение. Льготным режимом также могут воспользоваться индивидуальные предприниматели.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин говорил, что агрегаторы такси — основная цель нового проекта.

Водители активно интересуются переходом на режим самозанятости, подтвердили «Известиям» в «Яндекс.Такси» (в 2018 году объединилась с Uber), «Ситимобил», такси «Везет» (бренды «Везет», Рутакси, «Сатурн», «Ред такси» и «Фастен») и «Максим». В Gett отказались от комментариев.

В «Яндекс.Такси» отметили, что такой переход удобен в первую очередь самим таксистам. Это позволяет получать деньги за выполнение заказов без посредников, уменьшить налогообложение и отчитываться о налогах без бумажной волокиты через мобильное приложение, отметил представитель сервиса.

Замгендиректора по стратегии «Ситимобил» Александр Горный сказал, что специалисты в офисах и call-центре ежедневно консультируют водителей по этому поводу.

В сервис такси «Максим» обратились более 1 тыс. водителей, желающих перейти на самозанятость, уточнили в компании.

В такси «Везет» добавили, что переходом на специальный режим интересуются в том числе и в тех регионах, где он пока не внедрен.

Миллион за баранкой

По данным аналитического центра при правительстве РФ, с 2015 по 2017 год рынок услуг такси в России вырос на 14%, до 575 млрд рублей. В сфере таксомоторных перевозок в 2017 году работало около 700 тыс.

человек, сейчас — порядка 1 млн, говорится в концепции правового регулирования агрегаторов такси, направленной экспертным советом при правительстве вице-премьеру Максиму Акимову (копия есть у «Известий»).

В документе отмечается, что значительной положительной динамики в таксомоторных перевозках удалось добиться благодаря использованию цифровых технологий.

Сейчас за таксистов налоги оплачивает юрлицо (таксопарк), где они работают. Платят за себя только частники, открывшие ИП, они могут выбрать льготный режим налогообложения — упрощенную систему (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патент.

Юрист фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников привел несколько причин, по которым таксистам будет выгоден режим самозанятости: максимально простая регистрация без визита в налоговую, отсутствие отчетности и обязанности платить страховые взносы, кроме того, официальный налог подтверждается справкой из мобильного приложения.

Для ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы», есть смысл переходить на самозанятость только в одном случае — если часть расходов они не могут подтвердить документами, возразил руководитель налоговой практики Coleman Legal Services Павел Зюков.

— Но наиболее привлекательна для таксистов, зарегистрированных в качестве ИП, сегодня патентная система налогообложения. Нужно оплатить только стоимость патента, в Москве он обойдется всего в 18 тыс. рублей в год, — добавил он.

Внедрение налога на профессиональный доход выгодно прежде всего налоговикам — это позволит вывести из тени часть налогоплательщиков и повысить собираемость налогов, сказал Сергей Колесников. Качество услуг такси при этом не изменится, считает он. В свою очередь, в ФНС заявили, что результаты динамики налоговых поступлений «пока рассматривать преждевременно».

В сервисе «Максим» подчеркнули, что система работы с самозанятыми тестируется. Она полноценно заработает, только когда все агрегаторы подключатся к электронной площадке ФНС, а самозанятым позволят получать разрешения на таксомоторные перевозки.

Такое предложение, в частности, содержится в проекте концепции правового регулирования агрегаторов такси.

Сейчас разрешения дают только юрлицам и индивидуальным предпринимателям, поэтому большинство таксистов — это либо индивидуальные предприниматели, перешедшие на самозанятость, либо работники таксопарков.

— Мы рекомендуем водителям регистрировать ИП, получать разрешение и переходить на налоговый режим самозанятого, — пояснили в «Яндекс.Такси».

В ответе за тех, кого подвозили

Представители агрегаторов, опрошенные «Известиями», утверждают, что новый налоговый режим позволит вывести из тени нелегалов и избавиться от посредников. А значит, водители смогут больше зарабатывать.

Однако зампред межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков с этим не согласен. По его словам, с учетом затрат на аренду автомобиля, топливо и прочее расходы составят не 6%, а минимум 15%. Схему работы в такси самозанятых он считает «на 99% нелегальной».

— Возможно, в целом самозанятость полезна. Но в российском транспортном законодательстве не прописаны основы для их легальной работы в такси. Эта профессия также не упоминается в законе о налоге на профессиональный доход, — подчеркнул он.

Переход на самозанятость, по его мнению, приведет к тому, что таксопарки будут уходить с рынка — водители смогут напрямую работать с агрегаторами. Таким образом, таксопарки станут не нужны.

При этом эксперт уверен, что у физлиц не хватит собственных ресурсов для обеспечения достаточного уровня безопасности перевозок.

А в случае серьезного ДТП добиться компенсации будет очень трудно, поскольку физлицо отвечает только своим имуществом, добавил он.

Сейчас ответственность в случае ДТП или других происшествий несет владелец лицензии — таксопарк или ИП. Но у агрегатора зачастую нет исчерпывающей информации по каждому водителю, пояснил «Известиям» собеседник в одном из сервисов. Это связано с тем, что агрегаторы в большинстве регионов не обязаны проверять налоговый статус перевозчика.

Благодаря этому на рынке таксомоторных перевозок активно работают так называемые «подключашки» — то есть водители, легализовавшиеся через посредников. Поэтому в случае аварии или других инцидентов с таксистом, вызванным через приложение, и сегодня сложно добиться компенсации — компании начинают перекладывать ответственность друг на друга.

При этом неадекватные водители — не редкость. Так, в августе 2018 года в Перми завели уголовное дело об изнасиловании клиентки водителем сервиса Uber, в ноябре того же года таксист «Яндекс.Такси» избил пассажирку за язвительные замечания.

В «Яндекс.Такси» подчеркнули, что с декабря 2017 года у компании есть собственная программа страхования здоровья водителей и пассажиров при ДТП. Впрочем, на другие случаи, в том числе описанный выше, она не распространяется.

Риск нарваться на неадекватного водителя останется в любом случае, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Если водитель нахамил пассажиру, то можно поставить низкую оценку в приложении, что в конечном итоге приведет к отключению такого таксиста.

Что касается имущественного ущерба или вреда здоровью, необходимо на законодательном уровне вводить субсидиарную ответственность перевозчика и агрегатора такси, добавил он.

Источник: https://iz.ru/852842/aleksandr-volobuev/shashechnyi-razbor-taksisty-perekhodiat-na-samozaniatost

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: