- Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП
- Назначение транспортно-трасологической экспертизы
- Вопросы трасологической независимой экспертизы
- Задачи трасологической экспертизы следов транспортных средств
- Как проводится трасологическая экспертиза после ДТП
- Почему стоит обратиться за трасологической экспертизой к нам
- Трасологическая экспертиза: что это такое, кем и как проводится?
- Особенности трасологической экспертизы
- Виды трасологических экспертиз
- В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?
- Как проводится трасологическая экспертиза?
- Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии
- Назначение трасологической экспертизы при ДТП
- Закон о проведении
- Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии
- Вопросы эксперту
- Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
- Цена
- Заключение трасологической экспертизы
- В каких случаях назначают трасологическая экспертиза при дтп
- Задачи трасологической экспертизы
- Когда проводится трасологическая экспертиза
- Для чего необходима трасологическая экспертиза
- Какие вопросы решает трасологическое исследование
- Стоимость трасологической экспертизы после ДТП
- Трасологическая экспертиза при ДТП
- Что такое трасологическая экспертиза и для чего она нужна?
- Причины выполнения трасологической экспертизы
- Что исследует и выявляет экспертиза
- 1. По принадлежности автомобильных следов:
- 2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:
- 3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:
- : Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?
- Что нужно для проведения экспертизы
- Стоимость трасологической экспертизы
- Кто уполномочен назначать трасологическую экспертизу
- Причины и порядок заказа трасологической экспертизы
- Значение и содержание экспертного заключения
Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП
Транспортно-трасологическая экспертиза-это исследование совокупности всех следов и признаков, оставленных на месте дорожно-транспортного происшествия и автомобилях.
При любом дорожно-транспортном происшествии остается огромное количество следов. Автомобиль, который двигался в своей полосе, оставляет на дороге следы скольжения или торможения, движения юзом и пр.
В момент столкновения 2 и более автомобилей на кузове остаются многочисленные следы вмятин, сколы и задиры, порывы металла или простые обыкновенные царапины.
Каждый из таких следов по отдельности могут и не раскрывать всех особенностей сложившейся ситуации.
Тем не менее, при правильном изучении подобных признаков можно получить важную и ценную информацию, раскрывающую все особенности складывающейся ситуации на каждом отдельном этапе.
А если исследовать всю совокупность таких следов, то можно получить полноценное и точное представление о том, как развивался механизм дорожно-транспортного происшествия.
Назначение транспортно-трасологической экспертизы
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза автодорожного происшествия может назначаться в том случае, если невозможно точно определить виновное лицо.
Нередко к услугам специалистов прибегает один из участников ДТП, несогласный с выводами компетентных органов.
Также транспортная трасология может быть проведена для идентификационного сравнения представленных образцов с иными следами происшествия.
Квалифицированная транспортно-трасологическая экспертиза, проведенная профессионалами с использованием передовых методов, современных технологий и высокоточного оборудования, позволяет максимально точно определить механизм, в соответствии с которым развивалась нештатная ситуация на дороге и само ДТП.
Вопросы трасологической независимой экспертизы
Каждый участник дорожного автотранспортного происшествия должен понимать, что объектами проведения транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП являются исключительно следы. А к таковым относятся зафиксированные установленным порядком отражения, касающиеся отдельных предметов, транспортных средств, а также людей – участников и очевидцев дорожного происшествия.
Если нет никаких следов, то и о трасологии речи быть не может. Но в случае аккуратной, тщательной, проведенной с учетом всех предъявляемых требований фиксации таких следов, трасологическая экспертиза авто средств позволяет исследовать достаточно широкий круг вопросов.
Экспертиза транспортных средств позволяет решать вопросы, которые, в соответствии с целями и задачами, позволяет решать три категории вопросов.
1 категория – для определения групповой принадлежности следов на ТС. Трасологическая экспертиза следов помогает получить ответы на следующие вопросы:
- какое транспортное средство оставило следы на транспортном средстве в месте происшествия;
- марка автошин, информация о производителе средства передвижения;
- возможно ли столкновение авто с оставлением соответствующих следов (их формы, размеров и пр.).
2 категория трасологической экспертизы позволяет сформировать цельную картину происшествия по элементам:
- принадлежность тех или иных деталей транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП, к транспортным средствам, предположительно являющимся участниками трасологической экспертизы происшествия;
- сверка частей и деталей (следов краски, частиц битого стекла), обнаруженных на месте ДТП с проверяемым на причастность к происшествию транспортным средством.
3 категория трасологической экспертизы дает возможность установить конкретного участника дорожного происшествия, его автомобильного средства:
- соответствуют ли обнаруженные на месте столкновения следы конкретному транспортному средству;
- было ли на месте автодорожного происшествия несколько автомобилей и иных средств передвижения и наличие следов от них, подтверждающих непосредственное участие в трассологической экспертизе;
- трасологическая экспертиза следов транспортных средств, являющихся предполагаемыми участниками (виновниками) столкновения.
Задачи трасологической экспертизы следов транспортных средств
Профессиональная трасологическая экспертиза транспортных средств дает возможность получить важные ответы на разные вопросы за счет исследования следов, которые оставило то или иное средство. Все эти вопросы направлены на выяснение определенных обстоятельств, а также:
- определение точной даты, времени аварии, места и состава участников;
- в каком месте произошло столкновение авто средств, трасологическая экспертиза по следу;
- действительно ли место и следы, указанные в предоставленных инспекторами документах, соответствует тому, где произошла авария транспортных средств;
- если произошел наезд на пешехода, экспертиза устанавливает максимально точно место, след транспортного происшествия;
- при столкновении нескольких транспортных средств трасологическая экспертиза фиксирует последовательность событий;
- трасологическая экспертиза определяет углы, под которыми происходило столкновение авто средств.
Транспортно трасологическая экспертиза, профессиональное и независимое исследование назначается практически всегда, когда речь идет о таком распространенном в наше время явлении в отношении транспортных средств, как «автоподставы».
Как проводится трасологическая экспертиза после ДТП
Транспортно-трасологическая экспертиза назначается и проводится практически на любой стадии производства по делу.
Трасологическую экспертную оценку зачастую назначают страховые компании, чтобы максимально точно произвести выплаты пострадавшим застрахованным автовладельцам за их поврежденные транспортные средства.
Самым оптимальным временем для проведения экспертизы транспортных средств, является период досудебной проверки, дознания.
Почему стоит обратиться за трасологической экспертизой к нам
Наша специализированная компания способна решить с помощью транспортно трасологической экспертиза вопросы, которые являются спорными. У нас работают опытные эксперты и оценщики, стаж работы которых составляет не менее 5 лет.
Проведение транспортной трасологической экспертизы – это первый, но очень важный и ответственный этап, позволяющий более эффективно отстаивать законные интересы автовладельца.
К нам могут обращаться как лица, пострадавшие в ДТП, так и те автомобилисты, которых считают виновными в транспортном происшествии.
Мы поможем в любых, самых сложных моментах. Обращайтесь!
Источник: https://criminal-expert.ru/sudebnaja-transportno-trasologicheskaja-jekspertiza-posle-dtp/
Источник: https://zen.yandex.ru/media/criminalexpert/sudebnaia-transportnotrasologicheskaia-ekspertiza-posle-dtp-5ef0aac0886c2d40a519456d
Трасологическая экспертиза: что это такое, кем и как проводится?
Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.
Особенности трасологической экспертизы
Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.
Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:
- По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
- Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.
То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.
Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:
- Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
- Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.
Виды трасологических экспертиз
Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:
- дактилоскопическая;
- перчаток и их следов;
- следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
- механический повреждений на одежде;
- орудий, инструментов и оставленных ими следов;
- закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
- шин транспортных средств, следов ноги человека.
То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.
В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?
К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:
- Определить источник какого-либо повреждения;
- Установить виновное лицо.
Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.
Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.
Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:
- Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
- Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
- Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
- Механика аварии и возникновения повреждений;
- Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
- Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.
Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.
Как проводится трасологическая экспертиза?
Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:
- Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
- Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
- Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
- Оформление заключения эксперта.
Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.
На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.
При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.
Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.
Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят трасологическую экспертизу:
Криминалистика. Трасологическая экспертиза автомобильного транспорта.
Источник: https://ekspertizy.org/blog/trasologicheskaya-ekspertiza/
Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии
Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия.
Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.
Назначение трасологической экспертизы при ДТП
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца.
Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования.
Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту.
В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д.
Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.
Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.
Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:
1. Определения суда.
2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.
3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.
В определении должны быть отражены следующие сведения:
- основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
- полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
- перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
- список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.
Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.
Закон о проведении
Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:
1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.
Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.
Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии
Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами.
Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение.
Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.
Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:
1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.
2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.
3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.
4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.
5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.
6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.
7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.
8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.
Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.
Вопросы эксперту
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.
Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
- реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
- причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
- кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
- примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
- список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
- указать тип транспортно-трасологической экспертизы.
Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.
Цена
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта.
Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный.
Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Заключение трасологической экспертизы
Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.
Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени.
В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы.
Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.
Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой.
Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно.
Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.
Источник: https://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/trasologicheskaya-ekspertiza
В каких случаях назначают трасологическая экспертиза при дтп
Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии.
Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП.
Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.
Задачи трасологической экспертизы
Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:
- определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
- определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
- соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
- определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
- определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
- определение угла столкновения транспортных средств;
- уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.
Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.
Когда проводится трасологическая экспертиза
Страховая отказала в выплате
Читайте об основаниях для отказа в выплате по ОСАГО в этой статье
Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:
- Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
- Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
- Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
- Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
- Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
- Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
- Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.
Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.
Для чего необходима трасологическая экспертиза
Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении.
Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.
Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.
Какие вопросы решает трасологическое исследование
Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:
- Определение групповой принадлежности транспортных средств:
- вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
- модель шин, оставивший след на месте аварии;
- принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
- возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
- Установление целого по частям:
- определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
- определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
- Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
- принадлежность следов конкретному транспортному средству;
- определение численности транспортных средств, оставивших следы;
- принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.
Стоимость трасологической экспертизы после ДТП
Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.
Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:
Источник: https://roadadvice.club/2727-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-chto-eto-takoe-v-kakih-sluchayah-provoditsya
Трасологическая экспертиза при ДТП
Трасология как наука представляет собой раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных людьми, животными, транспортными средствами и другими предметами на месте происшествия.
Исследование следов с целью получения дополнительной объективной информации о возникновении происшествия и о том как оно протекало производится во время трасологической экспертизы, выполняемой специалистами – экспертами.
Эта процедура широко применяется также во время расследования ДТП. Трасологическая экспертиза служит основанием для подтверждения версии следствия, определения истинного виновника аварии, поиска вещественных доказательств в пользу одной из сторон происшествия или раскрытия объективной картины произошедшего и уточнения отдельных его вопросов.
Что такое трасологическая экспертиза и для чего она нужна?
Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия.
Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого.
По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.
Причины выполнения трасологической экспертизы
- Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
- Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
- Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам.
Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
- Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.
Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.
Что исследует и выявляет экспертиза
ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития.
Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.
Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:
1. По принадлежности автомобильных следов:
- К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
- Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
- Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
- Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?
2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:
- К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
- Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?
3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
- Скорость ТС в момент столкновения?
- Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
- Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?
: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?
Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи.
Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.
Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.
Что нужно для проведения экспертизы
Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:
- протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
- схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
- фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
- протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
- материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
- справка о ДТП и другие документы.
Стоимость трасологической экспертизы
Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.
Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП.
Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования.
Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.
Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.
Кто уполномочен назначать трасологическую экспертизу
Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП.
По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке.
Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.
По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней
Причины и порядок заказа трасологической экспертизы
Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:
- Отказ страховой фирмы в выплате компенсации после участия в ДТП.
- Оспаривание решения постановления инспектора ГИБДД в отношении установления виновника происшествия.
- Неправомерное изъятие водительского удостоверения инспектором ГИБДД за убытие с места происшествия.
Для заказа и проведения экспертизы нужно:
- связаться с экспертом и подготовить пакет документов, который необходим ему для проведения исследований;
- представить готовые документы и дать максимум объективной информации о происшествии;
- предоставить на осмотр повреждённый автомобиль, эксперт может осмотреть место аварии и автомобили других участников ДТП;
- дать дополнительные объяснения и ответы на возникающие вопросы эксперта по ходу проведения исследований, предоставив ему свои контактные данные дл оперативной связи;
- получить заключение эксперта и выплатить стоимость трасологической экспертизы.
Значение и содержание экспертного заключения
Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации.
Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании.
Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.
Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:
- Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
- Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
- Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.
Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp/