Собственник капитала государственные и муниципальные

Содержание
  1. Капитал гос и муниципальных унитарных предприятий
  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  3. Уставный капитал унитарного предприятия в России
  4. Государственное (муниципальное) унитарное предприятие
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица
  6. Государственный капитал и его функции
  7. Основные понятия
  8. Капитал государственных предприятий
  9. Формы государственного капитала
  10. Участие госкапитала в частном бизнесе
  11. Государственный рынок капитала
  12. Выводы
  13. Собственник капитала государственные и муниципальные
  14. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные унитарные предприятия России
  15. Целевой капитал государственных и муниципальных учреждений
  16. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
  17. Порядок создания унитарного предприятия
  18. Для чего создаются унитарные предприятия?
  19. Как оформляется решение о создании УП?
  20. Что должен содержать устав предприятия?
  21. Уставный фонд унитарного предприятия
  22. Операции с уставным фондом УП
  23. Унитарное предприятие – примеры, характеристики и особенности
  24. Общее определение
  25. Характеристики унитарности
  26. Причины, цели деятельности
  27. Формы
  28. Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных
  29. Государственные и муниципальные единые предприятия
  30. Как формируется уставный капитал
  31. Финансовая деятельность
  32. Распределение прибыли
  33. Еще несколько особенностей

Капитал гос и муниципальных унитарных предприятий

Собственник капитала государственные и муниципальные

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств.

Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава).

Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры.

Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы.

Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество.

Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

Уставный капитал унитарного предприятия в России

Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда. Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.

При сокращении оборотных средств и падении их ниже уровня уставного фонда у собственника есть право уменьшить его до необходимого порога. Если этого не произойдет, то собственник, опять же, обязывается в течении 3 месяцев восполнить дефицит недостающих средств. После истекшего срока кредиторы через судебный иск потребуют возместить убытки или закрыть унитарное предприятие полностью.

К имуществу унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, Гражданский кодекс Российской Федерации предъявляет особые требования, поскольку именно оно составляет минимальную гарантию удовлетворения возможных имущественных требований его кредиторов.

К моменту государственной регистрации такого предприятия оно должно не только иметь минимум уставного капитала, предусмотренный законом, но полностью оплатить (за счет собственника) весь свой объявленный уставный фонд.

Никаких рассрочек в этом отношении закон для таких коммерческих организаций не предусматривает.

К нему предъявляются фактически те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ.

При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда необходимо объявить и зарегистрировать такое уменьшение, а при уменьшении их ниже установленного законом минимума предприятие вообще может быть ликвидировано. Разумеется, чтобы избежать этого, собственник-учредитель вправе пополнить имущество своего предприятия до необходимого размера.

В случае же уменьшения уставного капитала предприятия его кредиторы должны быть уведомлены об этом и вправе потребовать досрочного исполнения соответствующих обязательств.

В имущественном отношении их положение отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения, хотя последнее финансируется собственником по смете, а предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает известные доходы от результатов своей деятельности. Поэтому весьма неточно именовать их «хозяйствующими учреждениями».

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие

Выкуп собственных акций может быть осуществлен по ценам выше или ниже их номинальной стоимости. Разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Выкупленные акции числятся в составе денежных документов на счете 81 «Собственные акции (доли)» и хранятся в кассе.

Согласно ст.113 ГК РФ унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Размер уставного фонда должен быть не менее 1000 МРОТ. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему или на правах хозяйственного ведения, или на правах оперативного управления. Оно не распределяется по вкладам, долям, паям, в том числе работникам предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.

Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Источник: https://rusbizinformation.com/kapital-gos-i-munitsipalnyh-unitarnyh-predpriyatiy/

Государственный капитал и его функции

Собственник капитала государственные и муниципальные

Все имущество и финансы в масштабах страны делятся на две большие категории – частный и государственный капитал. К первой категории относится все, что принадлежит коммерческим предприятиям и частным инвестициям. Ко второй – все, что принадлежит государству. Также существует смешанная форма собственности – частно-государственная.

Основные понятия

Определение «государственный капитал» имеет узкое и широкое обозначение. В узком смысле под государственным или официальным капиталом подразумевают деньги из госбюджета, передаваемые или получаемые из других государств. В данном случае капитал выступает в качестве ссудного или предпринимательского. Общая статья по видам капитала здесь.

Используемый государством капитал обеспечивает международные отношения, связанные с внешнеэкономической деятельностью страны. Поэтому у официального капитала имеются разнообразные цели размещения, однако главной является извлечение прибыли от международной торговли или выдачи займов другим государствам.

Но есть еще и удовлетворение политических интересов государства. Например, одна страна одалживает другой деньги, заведомо зная, что долг не будет возвращен.

Этой стратегией активно пользовался СССР, расширяя свое влияние, а последним ярким примером России является долг Венесуэле.

После задолженность списывается в обмен на получение преференций, таких как размещение военных баз, отказ от части территории, поддержка на международных аниях и т.д.

По срокам вложения официальный капитал делится на:

  1. долгосрочный – более 5 лет
  2. среднесрочный – 1-5 лет
  3. краткосрочный – до 1 года

В широком смысле под государственным капиталом подразумеваются любые финансы и имущества госбюджета, направленные на развитие экономики. Масштаб вложений госкапитала в экономику определяется политическим строем. Например, при социализме все предприятия, земли, здания, сооружения и другие стратегические и промышленные объекты принадлежали государству.

После перехода к демократическому строю все перешло в частные руки, и роль государственного капитала сократилась. Однако и сейчас существует множество предприятий, существующих только за счет госкапитала, а также компании, собственниками которых на 50% и более является государство.

Капитал государственных предприятий

Для реализации своих функций – социальных, образовательных, медицинских, обеспечения безопасности, политических и др. – государство создает предприятия различных форм. Некоторые госпредприятия могут извлекать прибыль из своей деятельности, но это обычно не основная цель их создания.

Капитал государственного предприятия находится в собственности органа государственной власти. Он передается руководителю такого предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

То есть, предприятие может пользоваться переданным государственным имуществом только для исполнения цели, ради которой оно было создано. При этом предприятие не может полноценно распоряжаться госимуществом – продавать, сдавать в аренду и т.д., без разрешения органа госвласти.

Конкретными примерами таких компаний являются Росатом, Ростелеком, Транснефть, Россети и др. Номинальными владельцами являются Минэнерго России, Минпромторг, Минфин, Внешэкономбанк и другие структуры. Однако весьма редко государству принадлежат все 100% капитала.

Уставной капитал государственного предприятия, то есть те средства государства, которые переданы такому учреждению на этапе создания, обеспечивает минимальные интересы кредиторов. В качестве уставного капитала госпредприятия могут быть переданы деньги, ценные бумаги или иное госимущество.

Формы государственного капитала

Госкапитал направляется на поддержку экономики и развитие отдельных территорий страны. Такие инвестиции могут выражаться в различных формах государственного капитала.

Субсидии и субвенции являются целевой поддержкой, а дотации не имеют целевого назначения.

Все эти формы гос. поддержки необходимы для развития перспективных отраслей на начальных этапах, а также для поддержки и недопущения банкротства нерентабельных, но важных для государства предприятий. Они передаются частным предприятиям на безвозмездной основе, то есть их не придется отдавать.

Одновременно с этим, если субвенции не были израсходованы на цели, для которых они были предназначены, то остаток неиспользованных денег должен быть возвращен в бюджет государства.

Помимо безвозмездной передачи, государственный капитал может направляться на развитие различных отраслей путем выдачи бюджетного кредита. Такой заем может быть представлен частному предприятию только при условии предоставления обеспечения.

В качестве обеспечения могут выступать:

  1. банковские гарантии
  2. поручительства
  3. залог имущества

При получении государственного капитала в любой форме, предприятие, получившее такую поддержку, обязано отчитаться перед бюджетом о том, на какие цели были израсходованы средства.

Участие госкапитала в частном бизнесе

Помимо прямого создания государственных предприятий или выделения дополнительного финансирования на развитие бизнеса, государство направляет государственный капитал в частные предприятия путем приобретения голосующих акций.

Среди компаний, водящих в индекс МосБиржи, более 45% являются предприятиями с государственной долей в уставном капитале. Например, Аэрофлот, ВТБ, Башнефть и другие. В целом доля госкапитала в экономике России по оценкам экспертов ФАС составляет около 70%. Для сравнения в США вложение государственного капитала в частный бизнес составляет около 35%. В два раза ниже.

Путем непосредственного участия в деятельности стратегически важных компаний государство регулирует всю хозяйственную деятельность страны. Такое вмешательство может иметь негативные последствия для экономики страны из-за нарушения принципа равенства всех предприятий перед лицом государства.

В частности, увеличение доли госкапитала в частной собственности приводит к:

ο   падению производительности труда

ο   снижению показателей рентабельности

ο   нарушению механизмов конкуренции

Возникает конфликт интересов. Здоровая конкуренция между компаниями подменяется на лоббирование интересов правительства, из-за чего в итоге страдает качество товаров. Например, по итогам 2018 г. 25% от общего количества государственных контрактов было заключено с компаниями с государственной долей участия в уставном капитале.

Государственный рынок капитала

Рынок капитала – это организованная система, в которой частные и государственные компании могут получить деньги для финансирования своей деятельности на длительный срок, а другие участники (инвесторы) могут разместить свои свободные деньги.

Государственный рынок капитала представлен ценными бумагами, выпускаемыми органами власти различных уровней. На сегодняшний день на рынке обращаются облигации федерального займа (ОФЗ), народные облигации ОФЗ-н, облигации муниципальных и региональных властей, бонды компаний с госучастием. Фактически это заем государства у населения, который формирует внутренний долг страны.

Цель эмиссии государственных ценных бумаг – наполнение бюджета свободными финансами граждан и юридических лиц.

Выводы

Государственный капитал играет важную роль в развитии экономики страны. При помощи госкапитала правительство регулирует хозяйственные процессы внутри государства и проводит внешнеэкономические операции.

Слишком большое вливание государственных средств может привести к негативным последствиям, так как нарушаются основные механизмы конкуренции. Предприятия, получившие госкапитал в любой форме, имеют преимущества перед частными компаниями, развивающимися за счет собственных средств — они более устойчивы. Однако их рентабельность может быть ниже.

Источник: https://investprofit.info/state-capital/

Собственник капитала государственные и муниципальные

Собственник капитала государственные и муниципальные

Согласование различных сделок предприятия с любым имуществом, цена которого является более 150 000 000 рублей, проводится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, причем данное управление в процессе своей работы основывается на решении правительства РФ или же тех решениях, которые по его поручению принимаются заместителем председателя правительства. В соответствии с действующим постановлением правительства различные сделки, связанные с продажей федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на правах хозяйственного ведения, проводится посредством продажи данного имущества через аукцион. Взаимоотношение государственного унитарного предприятия с собственником регламентируется постановлением Правительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации

«О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов»

утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1. Рис. 1. Согласно федеральному закону № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

, уставный фонд может быть образован денежными средствами, ценными бумагами, облигациями, правами на имущество.

Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда.

Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.

По окончанию формирования уставного фонда унитарного предприятия, у собственников появляется возможность увеличить уставной капитал с помощью излишков оборотных средств, оставшихся после распределения их по внутренним фондам.

Важно Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Управление унитарными предприятиями Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях.

Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями. Достоинства и недостатки подобной формы хозяйствующих субъектов Рассмотрим сначала положительные стороны унитарных предприятий.

Во-первых, они призваны решать те вопросы, которые актуальны в обществе в данный момент времени. Организатором в данном случае должно выступать само предприятие или же то лицо, которое действует на основании договора с определенным предприятием.

Взаимоотношения между государственным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные унитарные предприятия России

September 24, 2016 Обсудить 0 0 Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц.

Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.Что такое унитарное гос.

предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия – некоммерческие организации.

Однако это не совсем так. Эти юрлица могут осуществлять , однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий.

Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества.

В качестве собственника выступает государство.

И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление.

В создаваемых юрлицах не предусматривается членство. Орган управления является единоличным.Государственные унитарные предприятия, как форма управления могут образовываться с целью:

  • Обеспечения некоторых дотируемых видов работ и ведения убыточных производств.
  • Выполнения мероприятий, связанных с решением социальных задач. К ним в том числе относят реализацию определенной категории продукции и предоставление услуг по минимальной стоимости и организацию товарных и закупочных интервенций по изделиям первой необходимости.
  • Использования имущества, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.

Это основные цели, для которых может создаваться государственное унитарное предприятие.

Значение этого юрлица состоит в решении госзадач на коммерческой основе.В положениях ст. 11-115, а также 294-297 ГК регламентировано только юридическое положение предприятий. Правила норм не регулируют правовой статус сотрудников.

Обязанности и юридические возможности работников предприятий определяются трудовым законодательством.

Вместе с этим в нормах присутствует упоминание о работниках ГУПов и МУПов. Оно связано с имуществом. Как выше было указано, материальные ценности не могут распределяться между сотрудниками.

В частности указывается конкретный субъект или орган территориальной власти.

Целевой капитал государственных и муниципальных учреждений

Источник: https://arbitradv.ru/sobstvennik-kapitala-gosudarstvennye-i-municipalnye-85876/

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Собственник капитала государственные и муниципальные
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику.

Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики.

По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/sozdanie-unitarnogo-predpriyatiya-i-ego-ustavnyj-fond.html

Унитарное предприятие – примеры, характеристики и особенности

Собственник капитала государственные и муниципальные

  • 24 Октября, 2018
  • Законодательство
  • Владимир Стороженко

В современных условиях рыночной экономики существует множество разновидностей организации предприятий.

Выбор зависит от особенностей деятельности компании. Одним из видов организации хозяйственной деятельности является унитарное предприятие. Примеры таких компаний будут рассмотрены далее.

Это поможет понять суть и особенности подобных форм хозяйствования.

Общее определение

Прежде чем рассмотреть примеры унитарных предприятий, стоит разобраться, что это за форма хозяйствования. Она организована строго в соответствии с нормами законодательства. Унитарной называется коммерческая организация, у которой нет собственного права на имущество. У него есть определенный владелец. Этому собственнику и принадлежит имущество унитарного предприятия.

Такая форма собственности характерна исключительно для государственных или муниципальных организаций. Имущество унитарного коммерческого предприятия не может быть разделено на паи, акции, доли и т. д. Оно принадлежит только одному собственнику. Двух или больше владельцев имущества в таком предприятии существовать не может.

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? Это особенная форма хозяйственной деятельности, при которой обязательно выполняется ряд законодательных требований. В названии такой компании обязательно содержится указание, кто является собственником ее имущества. Эта информация прописывается в уставе. Например, право собственности может принадлежать:

  • Российской Федерации;
  • определенному субъекту РФ;
  • конкретному органу местного самоуправления;
  • прочее.

Если говорить другими словами, имущество, принадлежащее государству или органу муниципального управления, передается предприятию на правах управления, ведения хозяйственной деятельности. Оно принимает участие в процессе производства, принося доход.

Характеристики унитарности

Существуют определенные особенности унитарного предприятия. Они определяются законодательством. Унитарность имеет определенные характеристики. Они определяют особенности функциональные качества предприятия. Основные из них:

  • Создание компании (юридического лица) происходит после выделения необходимого капитала собственником, а не в ходе объединения нескольких участников.
  • Учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество.
  • Имущество закрепляется за юридической компанией на ограниченных правах. Управленцы и прочие должностные лица имеют право распоряжаться средствами собственника только в ходе хозяйственной деятельности, в процессе оперативного управления.
  • Имущество остается неделимым.
  • Членство в уставный капитал отсутствует.
  • Орган управления представлен в лице одного человека.

Причины, цели деятельности

Существующие примеры организации унитарных предприятий объединяет причина их создания. Всего существует три фактора, объясняющих появление подобных форм хозяйствования. Причины создания унитарных организаций следующие:

  1. Требуется использовать в хозяйственной деятельности имущество, приватизировать которое нельзя по закону. Однако такой капитал может приносить доход, применяться при создании товаров, услуг.
  2. Требуется решить определенные социальные задачи. Например, реализовать товары или услуги для населения по муниципальным ценам, организовать товарные или закупочные интервенции в области товаров первой необходимости.
  3. Ведение определенных направлений хозяйствования, в которых в данный момент нуждается общественность. Ведение убыточных предприятий, которые производят важную для населения продукцию.

Существуют четко определенные типы и цели создания унитарных предприятий. Они определяют сущность подобных хозяйственных единиц.

Деятельность подобных организаций направлена на решение определенных задач, которые бы невозможно было решить не на коммерческой основе. ГК РФ (ст. 113-115, ст. 294-297) регулирует правовой статус унитарных предприятий.

При этом не затрагиваются вопросы прав, обязанностей работников таких компаний. Поэтому подобные вопросы определяются трудовым правом.

Если в уставный капитал будет внесен вклад, то он становится частью имущества собственника. Ни один другой работник не имеет права на часть распределенной прибыли. В уставе четко прописывается, кому именно принадлежит подобное предприятие, кто имеет право на его имущество.

Стоит отметить, что такая форма организации хозяйственной деятельности несет ответственность по своим обязательствам всем своим капиталом. Руководит всеми процессами на таком предприятии начальник. Его назначает на должность собственник или орган, им уполномоченный.

Формы

Рассматривая примеры унитарных предприятий в России, следует отметить несколько форм подобных предприятий. Обычно их делят на три группы в зависимости от подчинения:

  1. ГУП – государственное унитарное предприятие. Собственником является в этом случае субъект РФ.
  2. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Собственником является субъект муниципального образования.
  3. ФГУП – федеральное государственное предприятие унитарного типа.

Муниципальные, федеральные и государственные хозяйственные объединения этого типа отличаются размером уставного фонда. Для муниципальных (городских и региональных) единых компаний этот показатель составляет не менее 1000 минимумов ежемесячной заработной платы (МРОТ). Для госкомпании минимальный размер уставного капитала составляет от 5000 МРОТ.

Существующие примеры унитарных предприятий и организаций в России работают по одной из двух возможных схем. Существуют следующие варианты видов деятельности:

  • На праве хозяйственного ведения. Создаются преимущественно для создания определенных товаров или оказания услуг населению.
  • На базе оперативного управления (казенные предприятия).

Коммерческие формы организации унитарных предприятий имеют право заключать разные сделки, сдавать часть неиспользуемого помещения в аренду. Казенные предприятия имеют право распорядиться имуществом только с согласия собственника.

Существует еще несколько форм унитарных предприятий. Они отличаются особенностями организации и сферой деятельности:

  • частные;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • коммунальные.

Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных

Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны.

Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны.

Самыми известными примерами ФГУП являются:

  • «Космическая связь»;
  • «Гознак»;
  • «Связь-безопасность»;
  • паспортно-визовый сервис;
  • «Почта России»;
  • «Охрана»;
  • НПП ВНИИЭМ;
  • «Мосфильм»;
  • Российская телевизионная радиовещательная связь;
  • Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
  • Центральный научный институт машиностроения;
  • прочее.

Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.

Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.

ФГУП «Гознак» функционирует с целью разработки и исследования государственных знаков. Она принадлежит Минфину РФ. Компания занимается производством орденов, монет, а также различных официальных документов.

Государственные и муниципальные единые предприятия

Примеры государственного унитарного предприятия, а также компаний, принадлежащих местным органам управления, разнообразны. Решение об их создании принимают уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления. Эта процедура основывается на составлении актов, определяющих степень компетенции подобных властных структур.

К наиболее известным государственным унитарным предприятиям относятся «Мосгортранс», «Московский метрополитен». Это предприятия, функционирующие в области транспортных коммуникаций. Подобные компании могут создаваться в самых разных отраслях. Это популярная форма деятельности в России.

Примеры муниципальных унитарных предприятий и организаций столь разнообразны, что перечислить их довольно тяжело. Однако наиболее известным предприятием этого уровня подчинения является МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Подобные организации представлены практически во всех областях страны. Многие муниципальные единые предприятия рассчитаны на потребности города или района. Их деятельность способна охватить только небольшую часть населения.

Любое муниципальное, государственное или федеральное предприятие имеет устав, созданный по определенной форме. В этом документе обязательно отображается:

  • полное, сокращенное наименование компании;
  • адрес регистрации предприятия;
  • информация о направленности деятельности;
  • собственник, которому принадлежит имущество;
  • руководитель, сведения о его должности и полномочиях;
  • процедура назначения на руководящую должность;
  • перечень наименований и назначений фондов;
  • использование полученной в ходе работы компании прибыли.

Руководители МУП, ГУП, ФГУП не имеют права распоряжаться имуществом вверенных им организаций без разрешения собственников.

Как формируется уставный капитал

Рассмотрев примеры организаций муниципальных, государственных, федеральных, следует обратить внимание на процедуру создания их уставного капитала. Собственность подобных компаний формируется из следующих ресурсов:

  • собственник передает недвижимость в качестве своего вклада в уставный капитал;
  • прибыль, полученная в конце отчетного периода, после выполнения услуг или изготовления и продажи продукции;
  • краткосрочные и долгосрочные займы, полученные от разных кредиторов, в том числе и банков;
  • амортизационные отчисления, возникающие при эксплуатации производственного оборудования;
  • дотации из государственного, местного бюджета;
  • пожертвования, которые делают фирмы, кооперативы, прочие субъекты;
  • прибыль от сдачи в аренду пустующих помещений.

Имущество, которое имеется у унитарной компании, может сдаваться в аренду или продаваться. Исключением является недвижимость. Продавать ее без согласия собственника подобные предприятия не имеют права.

Финансовая деятельность

Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.

Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.

Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя.

Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности.

При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).

Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть.

В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет.

Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.

Распределение прибыли

Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.

После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:

  • внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
  • финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
  • развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
  • модернизация имеющихся или строительство новых объектов.

Еще несколько особенностей

Унитарное предприятие обладает еще несколькими особенностями экономической деятельности. Так, бюджетное финансирование может применяться подобными организациями.

Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, дотации, субвенции на развитие подобных предприятий.

Финансирование из государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, для социального развития.

Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость подобных форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.

Источник: https://fin-az.ru/427189a-unitarnoe-predpriyatie---primeryi-harakteristiki-i-osobennosti

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: